Вашему ребенку уже 5, и через пару лет он пойдет в школу. Легко ли ему будет даваться учеба, насколько ребенок будет вовлечен в школьную жизнь и сможет ли проявить себя в коллективе? Во многом это зависит от уровня развития речи, слухового внимания и памяти.

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития.

Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно.

Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими. Речь включает в себя несколько составляющих сторон: фонематическую (звуковая культура), лексическую, грамматический строй, связную речь.

Рассмотрим развитие речи детей 5-6 лет (старшая группа).   

Звукопроизношение. Дети этого возраста способны четко произносить все звуки родного языка. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Пятилетние дети воспроизводят слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого–то и возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего незнакомых для них слов. Достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и немного «поучить» его правильно произносить слово, и малыш быстро введет это новое слово в самостоятельную речь.

 Бурное речевое развитие детей в этом возрасте базируется на готовности артикуляционного аппарата (губ, языка, щёк, мягкого неба, нижней челюсти) к производству полноценных звуков речи. Однако у некоторых детей усвоение звуков может проходить неравномерно или неверно.

Фонематический слух. (Составной элемент языкового чутья. Это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение — в «решетке фонем».

Фонематическое восприятие.  это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи (фонетической) и процесс развития восприятия звуков речи (фонематической).

К 5 годам ребенок должен слышать наличие определенного звука в слове, это ему дается природой. Ребенок может подобрать слово на определенный звук. Умение слышать и выделять звуки на слух, предупреждает многие трудности в школе при обучении письму.

Появляется способность:

  • контролировать правильность собственной речи и речи окружающих в произношении звуков и слов;
  • усваивать правила ударения в соответствии с традициями родного языка;
  • выделять первую фонему (звук) в слове; находить в слове место определенного звука; определять последовательность звуков в односложных словах (например, сок);
  • овладеть делением слова на слоги.

Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).

Речевое дыхание. У детей 5 лет продолжает формироваться правильное речевое дыхание с коротким вдохом и длительным выдохом. Дыхательная струя становится длиннее, что позволяет ребенку произносить на одном вдохе фразу, состоящую из 5-6 слов. В противном случае может возникнуть физиологическое заикание, когда ребенку при нехватке воздуха приходится прерываться посредине слова. Так появляются речевые запинки, которые могут перейти в привычку.

Словарный запас. В норме ребенок 5-6 лет имеет богатый словарный запас, который углубляется и уточняется за счет познания об одном и том же предмете: дети узнают, что он может быть сделан из различного материала (дерево, стекло, пластмасса, металл), знакомятся с его разными деталями, частями и их назначением. Сравнивают и сопоставляют сходные и различные предметов (по форме, цвету, величине), это помогает им обобщать признаки и выделять из них существенные.

Дети свободно пользуются обобщающими словами, группируют предметы в категории по родовому признаку: мебель, игрушки, овощи, цветы, транспорт и др. Ребенок свободно справляется с такими задачами, как перечисление предметов с последующим обобщением («Ромашка, роза, ландыш — назови одним словом»); продолжение перечисления слов после обобщения («Малина, клубника — это ягоды, какие еще знаешь ягоды?»); обобщение после исключения «лишнего» предмета («Ботинки, сапоги, валенки, носки — что лишнее? Почему?»); обобщение через противопоставление («Платье — одежда, а босоножки?»); устранение путаницы («Собака — птица, чайка — рыба, сом — зверь») и др.

В речи использует синонимы и антонимы, многозначные слова: «Катя наступила на камешек» и «Наступила долгожданная весна»; «Бежит заяц», «Бежит человек» и «Бежит время» и т.п.

Грамматический строй речи. Грубых аграмматизмов в речи нет. Возможны ошибки при построении сложных предложений. Оформляя фразу, ребенок использует все основные части речи: существительные, прилагательные и глаголы.

Они достаточно хорошо образуют множественное число существительных (кукла – куклы, изменяют слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (кукла – куколка). Дети 5 лет уверенно согласуют притяжательные местоимения мой, моя, моё, мои с существительными (моя кукла, мой мяч). Однако в этом возрасте можно столкнуться с некоторыми затруднениями при образовании некоторых существительных множественного числа родительного падежа (чулок, носков, ботинок, тапочек и т. д.) .Ребенок правильно употребляет в речи простые и сложные предлоги (из, из-под...);

  • правильно изменяет имена существительные по числам и падежам;
  • правильно согласовывает в речи существительные с числительными (пять ложек, пять яблок, груш, конфет);
  • согласовывает прилагательные с именами существительными в роде числе и падеже (море синее, стулья деревянные, кукле новой);
  • образовывает притяжательные прилагательные (медвежья, собачьи, папин...);
  • правильно по смыслу применяет все части речи.

Связная речь.

  • Совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
  • Развивается умение связно, последовательно пересказывать литературные произведения.
  • Развивается умение самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете.

На шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ из 40-50 предложений. То есть владеют одной из самых сложных речевых форм – монологической.

В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы.

К концу дошкольного периода дети владеют развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.

В заключении хочу сказать, что лучшее средство для развития речи ребенка любого возраста — это полноценное общение с родителями: совместные наблюдения за природой и происходящим вокруг, обсуждение ситуаций и прочитанного, придумывание своих историй и другие интересные занятия вместе. Общайтесь с ребенком с удовольствием!