Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

 

Аннотация. Развитие речи ребенка во многом зависит от полноценного общения, которое он должен получать в семье, но так как в современном мире дети большую часть своего времени проводят в образовательных учреждениях, важно грамотно содействовать речевому развитию в разных видах детской деятельности. Одним из основных видов детской деятельности, является игра. В игре дети взаимодействуют друг с другом, развивая навыки общения. Но существуют и специальные игры, способствующие устранению речевых недостатков и совершенствованию  речи детей. Например, игровой набор «Дары Фребеля» - первые в мире развивающие и обучающие игрушки для детей, которые соответствуют ФГОС ДО и охватывают все образовательные области. Их можно использовать как в индивидуальной, так и в совместной, групповой работе с детьми, разнообразить разные виды детской деятельности, режимные моменты.

Представленные в данной статье дидактические игры с использованием «Даров Фребеля», наряду с играми, описанными в методических рекомендациях к набору, успешно используются в логопедической практике, позволяют максимально раскрывать потенциальные возможности ребенка и корригировать имеющиеся нарушения, повышая эффективность коррекционной работы.

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, он учится правильно и четко произносить звуки, слова, строить предложения, логически верно и последовательно излагать свои мысли, желания, рассуждать, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения. От уровня речевого развития зависит полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.

Но иногда дети испытывают затруднения в овладении речью. С такими детьми требуется индивидуальная, специально организованная работа по ее развитию, так как своевременное формирование речи – это залог нормального общения со сверстниками, успешного овладения грамотой и усвоения школьной программы. Это залог благополучного будущего ребенка.

В логопедической коррекционно-развивающей работе использование игрового набора «Дары Фребеля» обеспечивает условия направленные на  осуществление своевременного и полноценного личностного развития детей, на  обеспечение эмоционального благополучия, на  предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников (формирование полноценной фонетической системы языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, навыка первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизация слухопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях, совершенствование коммуникативной компетенции дошкольников).

Голосодыхательные упражнения

Качество речи во многом зависит от речевого дыхания. При обыкновенном физиологическом дыхании вдох и выдох чередуются непрерывно, выдох равен вдоху. При речевом дыхании выдох значительно длиннее вдоха и между ними предполагается пауза. Чтобы легко, выразительно произнести развернутую фразу, необходимо владеть плавным длительным управляемым выдохом через рот. Наряду с упражнениями по развитию дыхания необходимо учить детей правильно пользоваться голосом и интонацией.

Для тренировки речевого дыхания рекомендуются приведенные ниже упражнения (комплект № 1 – текстильные мячи):

  1. Научить ребенка дуть на мячик, который педагог держит за веревочку перед лицом ребенка на уровне его рта.
  2. «Кто дольше?»

Устроить соревнования между детьми или дуть вместе с ребенком - чей мячик будет дольше летать. Следить, чтобы вдох был через нос, а выдох - ротовой, плавный.

  1. Протягивание различных гласных звуков (комплект № 12 – мозаика, шнуровка): вложить в ладонь ребенка длинный шнурок из комплекта и предложить спрятать его в кулаке. Другой рукой ребенок берется за кончик шнурка и, вытягивая его из кулака, непрерывно поет заданный гласный звук. При длительном выдохе голос звучит долго, при коротком – быстро обрывается.

*Усложнение: пропевание сочетания гласных звуков.

* Предложить ребенку произносить звуки с различной громкостью.

 

Упражнения на формирование навыков звукового анализа и синтеза.

У детей с речевыми нарушениями недостаточно сформированы фонематические процессы, которые лежат в основе звукового анализа и синтеза. Это первая ступень в подготовке к обучению грамоте.

В старшем дошкольном возрасте ребенок должен представлять, что предложения состоят из слов, слова делятся на слоги и состоят из определенной последовательности звуков.

  1. Познакомить детей с понятием «слово» и его графическим (схематическим) изображением – прямой линией (палочка из комплекта № 8).
  2. Составить предложение по картинке. Посчитать количество слов в предложении, составить схему предложения, используя палочки (комплект № 8), в конце предложения ставим черную точку (комплект № 10 - фишки).
  3. Деление слов на слоги: под схематичным обозначением слова, выкладываем столько коротких палочек, сколько слогов в этом слове (с помощью этого упражнения формируем у детей представление о слоге как части целого слова).
  4. Педагог раздает детям палочки длинную и короткую (слово и слог), называет вперемешку разные слова и слоги, ребенок показывает соответствующую палочку.
  5. Педагог показывает детям картинку с изображением предмета, один ребенок называет первый слог, другой-второй и т.д.
  6. Звуковой анализ и синтез слова:
  • под схематичным обозначением слова, слогов, выкладываем с помощью фишек красного, синего, зеленого цвета, звуковую схему слова (формируем представления о звуках, как самой маленькой части слова);
  • «собираем слово по  звукам» (комплект № 11 – цветные тела): педагог называет слово по звукам и нанизывает на шнурок фигуры, ребенок называет слово целиком;
  • педагог выкладывает из фишек схему слова, ребенок выбирает картинку, подходящую по звуковому составу к этой схеме;
  • педагог выкладывает схему слова, «теряя» какой-либо звук. Ребенок определяет какой звук «потерялся»;
  • «цепочка слов» (комплект № 11 – цветные тела): предлагаем детям собрать цепочку слов от заданного слова, так, чтобы каждое следующее слово начиналось на последний звук предыдущего. За каждый верный ответ дети нанизывают на свой шнурок фигуру. В конце игры сравнить результаты и определить победителя;
  • Найди самое длинное слово: дети выполняя звуковой анализ, определяют самое длинное слово.
  1. Развитие фонематического восприятия.
  • Для закрепления умения определять наличие заданного звука в слове, его позиции в слове, предложить ребенку несколько картинок, среди которых он должен выбрать ту, в названии которой есть нужный звук, обозначить слово схематично (палочкой) и с помощью фишки, определенного цвета, показать позицию звука в слове;
  • аналогично упражнение используется при дифференциации звуков по твердости-мягкости;
  • предложить ребенку определить, сколько гласных звуков спряталось в слове, изобразить схематично (красные фишки, в нужной позиции,  над палочкой).

Упражнения на развитие связной речи.

Качество связной речи определяет готовность ребенка к школьному обучению: его ответы у доски, рассуждения, пересказ текста, составление изложения, сочинения.

  1. Построить дом (башню, дворец, крепость). Предложить ребенку, во время постройки, рассказать, что он делает, какую деталь берет, какая она по размеру, форме, цвету, куда и почему ставит. Какие детали внизу, какие наверху. Начинать следует с небольших построек. Вначале ответить на вопросы педагога полными предложениями, а затем объединить предложения в рассказ.
  2. По заданию педагога сложить определенную картину из разноцветных геометрических фигур (комплект № 7 – цветные тела, № 8 – палочки, № 9 – кольца и полукольца). Затем подробно рассказать, как получилась такая картина.
  3. Разложить перед ребенком различные геометрические фигуры. Предложить ему внимательно их рассмотреть, вспомнить и описать предметы, имеющие подобную форму.
  4. С помощью различных предметов из набора «Дары Фребеля» сложить план-схему короткого рассказа или сказки. Подробно объяснить, почему именно так изобразил предметы и объекты.

 

Упражнения для развития общей и мелкой моторики.

Достаточная двигательная активность ребенка – одно из условий его полноценного развития. Мелкая моторика тесно связана с процессом формирования речи ребенка.  Воспитание точности выполнения движений, манипуляций с различными предметами, сделает ребенка не только ловким, но и поможет ему лучше овладеть ориентировкой в пространстве, координацией движений, разовьет подвижность пальцев рук.

Комплект № 1 – текстильные мячи.

  1. Покатать мяч между ладонями.
  2. Подкинуть мяч вверх и поймать его.
  3. Передавать мяч из рук в руки.
  4. Забросить мяч в корзину, стоящую на полу.
  5. Выкладывание фигурок из палочек, колец и полуколец (комплект № 8 – палочки, № 9 – кольца и полукольца) по образцу или придумать что-то свое. С помощью этого упражнения ребенок может усвоить геометрические фигуры, счет, запомнить буквы.
  6. Нанизывание фигур на шнурок (комплект № 11 – цветные тела), (развитие мелкой моторики, сенсорное развитие, обогащение и активизация словарного запаса):
  • Нанизывание фигур одной геометрической формы, разных или одинаковых по цвету;
  • Нанизывание фигур одного цвета, соответствующего цвету шнурка, разных или одинаковых по форме.
  1. Повтори узор (комплект № 12 –мозаика, шнуровка): выложить из шнурка простую фигуру или узор, предложить ребенку повторить: по образцу, по памяти.

*Повторить узор или фигуру, продевая шнурок в отверстия на поле для мозаики.

  1. Завяжи узелок (комплект № 12 –мозаика, шнуровка).

Предложить ребенку завязать как можно больше узелков на одном шнурке.

*На скорость: кто быстрее завяжет определенное количество узелков.

*Кто больше завяжет узелков за определенное время.

 

Упражнения на развития пространственных отношений.

Речь развивается в тесной взаимосвязи с развитием мышления. У детей с речевыми нарушениями, часто наблюдается замедленный темп развития мышления. Поэтому в логопедической коррекционной работе наряду с упражнениями по формированию компонентов речевой системы, большое внимание уделяется развитию мыслительных процессов: сравнению, классификации, закономерностей, умозаключений, пространственного мышления.

  1. Упражнение для усвоения направлений (комплект № 1 – текстильные мячи): педагог держит мяч за ниточку, поднимает и опускает его, проговаривая: «Мячик высоко, его не достать. А сейчас он опустится. Мячик был наверху, а теперь внизу».
  2. Упражнения на формирование умений ориентироваться на листе бумаги (дополнительный набор - доска для выкладки):
  • положить геометрическую фигуру на  доску для выкладки в центре, вверху, внизу, в углу;
  • положить на верхнюю часть доски треугольники, а на нижнюю – квадраты;
  • положить круг в верхний левый угол, а квадрат в нижний правый угол и т.п.;
  • движение мелкой игрушки по клеткам доски для выкладывания по словесной инструкции педагога: две клетки вправо, одна клетка вниз и т.д.
  1. Упражнения на сравнение (можно использовать различные комплекты):
  • Выложить дорожку (длинную и короткую);
  • Найти две одинаковые фигуры;
  • Сравнить фигуры между собой, найти сходства и различия (одинаковый цвет, одинаковая форма, разный размер и т.п.);
  • «Волшебный мешочек»: в мешочек положить несколько предметов из набора. Аналогичные предметы показывать по одному, чтобы на ощупь ребенок выбрал такой же.
  1. Упражнения на закономерности (можно использовать различные комплекты):
  • Выложить разные предметы, чередуя их между собой, в определенной последовательности: «Найди закономерности в расположении предметов и закончи ряд»;
  • «Найди закономерности в расположении предметов и скажи, какие предметы в ряду пропущены»;
  • «Эти бусы собраны с ошибками. Найди их» (комплект № 11- цветные тела).
  1. Упражнения на пространственное мышление (можно использовать различные комплекты).
  • Какая фигура в ряду лишняя? Объясни ответ.
  • Покажи геометрические фигуры, из которых составлен это узор.
  • Головоломки: собрать квадрат (прямоугольник) из треугольников, прямоугольников (из треугольников и прямоугольника, из квадрата и прямоугольников и т.д.);
  1. Уточнение понимания детьми пространственного положения предметов, выраженное предлогами: сначала детям предлагаются простые предлоги. Значение каждого предлога объясняется отдельно и закрепляется схематичным изображением (схемы предлогов по Ткаченко), которое выкладывается с использованием фигур из комплекта № 7, № 9, № 10.

 

Таким образом, включая данные упражнения в коррекционные занятия, обеспечиваются условия для полноценного всестороннего развития ребенка, возможность для реализации игровой, познавательной, творческой активности детей.

 

Используемая литература:

  1. Герасимова А.С. и др. Большая энциклопедия дошкольника. М. 2011 г.
  2. Развиваем мышление. М. 2008 г.
  3. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. М. 2015 г.
  4. Т.А. Ткаченко Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа», Санкт-Петербург 2000 г.
  5. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, М. 1989 г.
  6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. М.1998.