Использование современных коррекционно-развивающих технологий в работе с детьми с моторной алалией.

 

Группа дошкольников с ограниченными возможностями здоровья не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна.

В настоящее время выделяют несколько категорий детей с нарушениями развития. Дети каждой категории имеют специфические психолого-педагогические особенности, которые необходимо учитывать при определении стратегии и тактики психолого-педагогического изучения ребенка, его обучения и воспитания.

Одна из категорий - дети с тяжелыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи.

В настоящее время отмечается увеличение числа детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии речи. Наблюдаются отклонения как в развитии только звуковой стороны речи, так и в нарушении формирования всех компонентов речевой системы. Одним из наиболее тяжелых дефектов речи является алалия, когда ребенок практически лишен языковых средств общения, его речь самостоятельно не формируется.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Это системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи. Весь процесс становления речи при этом происходит в условиях патологического состояния центральной нервной системы.

Вследствие этого симптоматика алалии не ограничивается нарушением только речевой функции. Характер алалии, в каждом конкретном случае, будет иметь индивидуальные особенности, будет зависеть от локализации и тяжести органического поражения, влияние оказывает и окружающая среда, возраст ребенка, его интеллектуальные возможности.

Согласно клинической классификации алалии, в основе которой лежит критерий учета локализации поражения головного мозга, выделяют моторную, сенсорную, сенсомоторную и оптическую алалии. Наиболее распространенной является моторная алалия, при которой имеет место комплекс речевых и неречевых симптомов, требующих длительного коррекционного воздействия и комплексного подхода специалистов различного профиля.

Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевого высказывания при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

Наблюдается многообразие вариантов недоразвития речи при моторной алалии: от полного до частичного ее отсутствия. Иногда отмечается преимущественная несформированность фонематических, лексических и грамматических элементов, либо несформированность операций комбинирования, неравномерность нарушений языковой системы, различия в возможностях реализации тех языковых средств, которыми владеют дети.

Очень часто отмечаются неврологические симптомы двигательных расстройств, нарушения объема, переключаемости и координации движений; отклонения в формировании, развитии и протекании психических процессов – памяти, внимания, своеобразие мышления; нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.

Актуальность. Моторная алалия – это своеобразное патологическое развитие речи. Работа по преодолению алалии длительный и трудоемкий процесс. Положительная динамика возможна при учете многочисленных факторов, среди которых ранняя диагностика и раннее начало коррекции. При работе над данным видом нарушения важны комплексный подход к формированию речи в единстве с развитием психических функций, учитывая особенности развития речевой функции в онтогенезе и строения языка, единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной деятельности.

Коррекционная работа в первую очередь направляется на создание механизмов речевой деятельности:

  • формируется мотив;
  • формируется коммуникативное намерение;
  • осуществляется внутреннее программирование высказывания;
  • выполняется его лексическая наполняемость;
  • происходит отбор лексико-грамматических средств;
  • реализуется грамматическое структурирование.

Всегда следует помнить, что моторная алалия сопровождается своеобразным развитием личности ребенка. У некоторых детей отмечается затрудненность контактов, повышенная тревожность и сенситивность, многие дети не способны к длительному усилию.

Коррекционно-развивающую работу необходимо строить с учетом принципа дифференцированного подхода к обучению и воспитанию ребенка, в комплексе используя различные приемы и методы, позволяющие закрепить имеющиеся навыки, привить новые знания и умения в пределах возможностей ребенка, создать позитивное отношение к образовательной деятельности, и главное — научить добиваться успехов.

Практическая значимость. Организуя работу с такими детьми, для максимального раскрытия потенциальных возможностей ребенка и коррекции имеющихся нарушений, возникла необходимость внедрения современных технологий коррекционно-развивающей работы, так как использование традиционных методик коррекционной работы недостаточно.

Перспективность. Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с физическими индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно-развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

Научно-методическое обоснование. Развитие речи детей с речевыми проблемами имеет свои специфические особенности и требует специальной организации коррекционно-развивающей работы в процессе обучения.

Разработка средств обучения детей с особыми образовательными потребностями всегда рассматривалась как неотъемлемое направление исследований отечественной специальной (коррекционной) педагогики, основанной на связи психического развития ребенка с его воспитанием и обучением. А возросшие требования к образованию детей с речевыми нарушениями определяют необходимость модернизации содержания образования с позиций применения современных педагогических технологий.

Новизна. Современные технологии коррекционно-развивающей работы - это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям, новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, которые служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Для повышения эффективности работы нам помогают:

Информационные технологии, которые имеют ряд преимуществ:

  • повышение качества коррекционной работы с детьми; повышение мотивации к логопедическим занятиям;расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности; расширение спектра невебральных заданий; за счет повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память;
  • использование в коррекционной работе специализированных компьютерных программ, общеразвивающих компьютерных игр и программ, использование мультимедийных презентаций по разным направлениям работы, позволяющие повышать и поддерживать интерес ребенкак образовательному процессу и к взаимодействию с учителем-логопедом;
  • сотрудничество учителя-логопеда с родителями: консультации, обучение коррекционным приемам в работе с детьми при выполнении домашних заданий, через сайт, электронную почту, скайп.

У детей, страдающих моторной алалией затруднен механизм речи. Это говорит о том, что нервные импульсы, участвующие в построении речевой программы слабые и непродолжительные. Для выработки сильного и продолжительного речевого импульса помогает двигательная активность, так как наиболее естественными и гармоничными для ребенка являются развитие и обучение, основанные на активизации и включении двигательной сферы. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь.

Поэтому в коррекционной работе с детьмишироко используем телесно-ориентированные техники, которые способствуют психомоторному развитию, становлению мимической и речевой моторики, обеспечивают согласование у детей речи с активным движением, более эффективное формирование у них положительной мотивации к работе с собственным телом и адекватную самооценку. Наиболее востребованные в логопедической практике:

  • дыхательная гимнастика;
  • биоэнергопластика (соединение движений артикуляционного аппарата с
  • движениями кистей рук; оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы);
  • фонетическая ритмика (система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков), которая направлена на нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи; формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нор­мы;правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;воспроизведение речевого материала в заданном темпе;восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов; умение выражать свои эмоции разнообразными инто­национными средствами.

Таким образом, совместив момент речи с моментом действия, открываем многогранные возможности воздействия на механизм речи.

Наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающей в себе движения, речь и музыку является логопедическая ритмика. Вся жизнь человека подчинена ритму, поэтому коррекционную работу необходимо строить на развитии чувства ритма, формировать речь на основе ритма. Разработанный, совместно с музыкальным руководителем, проект по развитию чувства ритма у детей «Волшебство логоритмики», где подобраны специальные упражнения, развивающие у детей музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений, способствует решению многих коррекционных задач:

  • активизация высшей психической деятельности через развитие зрительного и слухового внимания;
  • увеличение объема памяти;
  • развитие артикуляционного аппарата;
  • формирование двигательных навыков;
  • развитие плавного дыхания;
  • повышение чувства уверенности в себе;
  • формирование коммуникативных качеств;
  • развитие творческих способностей;
  • воспитание нравственно-этических и эстетических чувств;
  • совершенствование пространственных представлений;
  • обогащение и активизация лексического запаса;
  • формирование слоговой структуры слова.

Большая роль в коррекционной работе с детьми с моторной алалией отводится логопедическому массажу, в результате которого усиливается мозговое кровообращение и метаболизм, что улучшает протекание и формирование многих психических процессов (памяти, внимания и т.д.). Особое внимание развитию:

  • ручного праксиса (прищепочный массаж, массаж приборами су-джок, шестигранными карандашами, металлическими и стеклянными шариками);
  • тактильных ощущений (сухой бассейн, пластилиновая мозаика, тактильные доски и др.);
  • дифференцированной артикуляционной гимнастике.

Практика показала, что использование современных технологий коррекционно-развивающей работы с детьми с моторной алалией повышает эффективность логопедического коррекционного воздействия. Данные методы являются продуктивными при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Их применение целесообразно на всех этапах логопедической работы. Таким образом, современные технологии логопедического воздействия позволяют создавать лучшие условия для коррекции тяжелых речевых нарушений.

 

Библиографический список:

  1. Башинская Т.В. Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна (Из опыта работы над моторной алалией): пособие для учителей-дефектологов учреждений дошкольного образования/ Т.В. Башинская, Т.В. Пятница, 2016;
  2. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб., 2017;
  3. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. — М., 1996;
  4. Внедрение ФГОС ДО в практику дошкольных образовательных учреждений/ сост. Н.В. Нищева. – СПб, 2014;
  5. Долганюк Е.В., Конышева Е.А., Васильева И.И., Касаткина М.Е.  и др. Моторная алалия: коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие \ Е.В. Долганюк,Е.А. Конышева, И.И. Васильева, М.Е. Касаткина и др. – СПб, 2017;
  6. Касаткина И.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. – М., 2007.