Конспект итоговой подгрупповой логопедической НОД в подготовительной группе по развитию и совершенствованию фонематических процессов и подготовки к обучению грамоте

Цель: Закрепление знаний по разделам «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории».

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи.

  • Закрепить умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»;
  • Закрепить умение соотносить звуковую схему слова со словом;
  • Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков;
  • Упражнять в умении проводить звуковой анализ и синтез слова;
  • Упражнять в умении проводить анализ и синтез предложения.

Коррекционно-развивающие задачи.

  • Развивать фонематические процессы, речевой слух, слуховое внимание, выразительность речи;
  • Развивать мышление, зрительную память, устойчивое внимание;
  • Развивать общую моторику и продолжать учить детей ориентироваться в пространстве;
  • Развивать координацию речи с движением, ритмичность и плавность движений;
  • Продолжить автоматизацию правильного произношения и дифференциацию всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Воспитывать умение слушать ответы товарищей;
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки;
  • Воспитывать познавательный интерес к звуковой стороне речи;
  • Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на НОД.

 

Методы и приемы:

Наглядный  (пособия, картинки);

Словесный (совместная речевая деятельность);  

Игровой  (сюрпризный момент, динамические паузы);

Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).

 

Предварительная работа: знакомство с гласными и согласными звуками, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов,  деление слов на слоги, работа с предложением.

Длительность: 35 минут

Количество детей: 3 человека

Материал: звуковые замки и звуки-человечки, звуковые схемы слов, звуковые фишки, предметные картинки, дерево, цветные карандаши, ватман, клей-карандаш.

Место проведения: кабинет логопеда

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Игра «Разминка для ума» Логопед: — Сядет тот, кто поиграет со мной в игру «Разминка для ума»: Л.- На какие две большие группы делятся звуки и буквы? (гласные и согласные) Л.- Чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем) Л.- Какие звуки мы называем гласными? (если воздух, выходя изо рта, не встречает преграду, то это гласный звук) Л.- Какие звуки мы называем согласными? (Если воздух, выходя изо рта встречает преграду, то это согласный звук) Л.- Что образует сочетание гласного и согласных звуков? (Слог) Л.- Как определить количество слогов в слове? (Сколько гласных звуков столько и слогов) Л.- Назовите гласные звуки (а,у,о,и,э,ы).

2. Сообщение темы занятия, актуализация имеющихся знаний.

Ребята, у царя Грамотея случилась беда. Сейчас мы с вами отправимся в сказку и посмотрим, что же приключилось.

В некотором царстве, в некотором государстве жил был старый добрый  царь, стороны той государь. Он себя в делах прославил, своим царством мудро правил. Но Звукоёжка как-то раз в то государство пробралась и звуки из слов ловко, утащила плутовка. Царь расстроенный был очень, он не спал ни днем, ни ночью, все искал он удальца разлихого молодца, кто помочь бы смог словам вернуть звуки по местам.

2.1.Кто же царю поможет? (Ответы детей).

Тогда в путь за Звукоёжкой! Отправляемся в полет! Заводим ковер-самолет! Дыхательная гимнастика+ пропевание звуков тихо - громко по картинкам.

Мы летим над облаками, посмотрите, что под нами? Под нами лес. В лесу опушка. На опушке странная избушка. Из избушки слышен шум: то ли плач, то ли крик, то ли шелест, то ли рык, то ли звон, то ли взрыв, то ли стук, то ли свист.

2.2. Ребята, что же мы слышим? (Звуки)

Помогите им, ребята! В избушку к Звукоёжке проберитесь и звуки в слова верните.  

В избушке у Звукоёжки картинки с предметами и звуковые схемы с пропущенными звуками. Дети должны подобрать предметную картинку к схеме, определить пропущенный звук, дать его характеристику и закрасить нужным цветом.

2.3. Вы все внимательными и отважными были, звуки в слова возвратили.

Но слова те лежат без толку, давайте соберем их и положим пока под елку.

Сосчитать и правильно назвать предметы.

Теперь отправим царю телеграмму, пусть готовит для нас праздничную программу.

2.4. Рано радоваться стали. Звукоёжка пробежала и  слова все раскидала. Как предложения собрать, чтоб телеграмму написать?

На дереве висят картинки со словами, которые надо вставить в предложения. Дети подбирают слова по смыслу и снимают картинки с дерева.

Игра «Закончи предложения, называя картинки» (дифференциация окончаний существительных винительного падежа).

Рыбак поймал…(рыбу).
Портниха шьет…(платье).
Хозяйка кормит…(гуся).
Мама стирает…(платок).
Собака догоняет…(мальчика).
Бабушка покупает…(хлеб).

Игра «Закончи предложения, называя картинки» (дифференциация окончаний существительных родительного падежа).

Эта собака больше…(кошки).
Кошка сильнее…(мышки).
Брат выше…(сестры).
Я прошел мимо…(магазина).
Я иду вдоль…(реки).
Я дошел до…(моста).
Нужно купить на рынке…(сыра).
Это ветка…(ели).
У дедушки нет…(зонта).
У Кати нет…(собаки
).

Хорошо вы потрудились, и немного притомились.  Пора чуть - чуть вам отдохнуть.

2.5. Релаксационное упражнение «Любопытная Варвара».

Цель: расслабление мышц шеи.

Логопед - «Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас и мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох — пауза.

Любопытная Варвара 
Смотрит влево … 
Смотрит вправо... 
А потом опять вперед — 
Тут немного отдохнет. 
Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на
».

Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

б) Логопед: «Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А Варвара смотрит вверх! 
Выше всех, все дальше вверх! 
Возвращается обратно — 
Расслабление приятно! 
Шея не напряжена 
И рас-слаб-ле-на
».

в) Логопед: «Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Вы-прямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А теперь посмотрим вниз — 
Мышцы шеи напряглись! 
Возвращаемся обратно — 
Расслабление приятно! 
Шея не напряжена 
И рас-слаб-ле-на
».

2.6.Отдохнули мы немножко, возвращаться нам пора. Но посмотрите, Звукоёжка загрустила. Пусть и много она нам вредила, давайте ее мы простим, и в гости к себе пригласим. Пусть с грамотой познакомится, со звуками подружится, а мы ей поможем и в мешок для нее подарки положим.

2.7. Упражнение на образование относительных  прилагательных:

Книга из бумаги- ……

Карандаши из дерева…….

Шар из резины - ………

Сумку из кожи-………..

Вазу из стекла-………

2.8. Дети зашифровывают слова- подарки (звуковой анализ слов со схемами).

Заводим ковер-самолет и продолжаем свой полет. Вот и царь нас всех встречает. Нас целует, обнимает. –Вы ребята, молодцы! Звуки вы мои собрали, и слова на место встали. Все преграды одолели. И даю я вам наказ: чтобы звуки не теряли, слова четко выговаривали. И тогда больше никогда ни в одном царстве Звукоёжка не появится.

3. Итог занятия