Цель: Закрепление знаний по разделам «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории».
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- Закрепить умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; Закрепить умение соотносить звуковую схему слова со словом;
- Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков;
- Упражнять в умении проводить звуковой анализ и синтез слова;
- Упражнять в умении проводить анализ и синтез предложения.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать фонематические процессы, речевой слух, слуховое внимание, выразительность речи;
- Развивать мышление, зрительную память, устойчивое внимание;
- Развивать общую моторику и продолжать учить детей ориентироваться в пространстве;
- Развивать координацию речи с движением, ритмичность и плавность движений;
- Продолжить автоматизацию правильного произношения и дифференциацию всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать умение слушать ответы товарищей;
- Формировать навык самоконтроля и самооценки;
- Воспитывать познавательный интерес к звуковой стороне речи;
- Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на НОД.
Методы и приемы:
Наглядный (пособия, картинки);
Словесный (совместная речевая деятельность);
Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы);
Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).
Предварительная работа: знакомство с гласными и согласными звуками, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов, деление слов на слоги, работа с предложением.
Длительность: 35 минут
Количество детей: 3 человека
Материал: Звукоград (игровое поле с фишками, звуковые замки и звуки-человечки), звуковые схемы слов, звуковые фишки, ребусы, предметные картинки, звуковые домики для определения позиции звука в слове, карточки с предложениями, медали.
Место проведения: кабинет логопеда
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Тех, кто хорошо работает, учится – отправляют на различные конкурсы, соревнования и олимпиады. В течение всего года вы много трудились, занимались, учились четко и красиво говорить. Поэтому сегодня я предлагаю вам отправиться на турнир грамотной речи, где вы сможете показать свои знания.
2. Сообщение темы занятия, актуализация имеющихся знаний.
- Давайте выясним, где именно будут проходить соревнования, куда вам предстоит отправиться.
На доске звуковые замки и звуки-человечки.
- Ребята, что вы видите? Что это такое? (Вспоминают гласные и согласные звуки, перечисляют все гласные звуки.).
Воздух свободно идёт через рот
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос поёт.
Звук получается ГЛАСНЫЙ.
А СОГЛАСНЫЕ … согласны
Шелестеть, рычать, скрипеть,
Даже фыркать и хрипеть
Но не хочется им петь.
- Выяснили, что соревнования будут проходить в Звукограде, городе, где живут звуки. Здесь принято начинать день с песни. Звуковички предлагают вам спеть вместе с ними:
Дыхательные упражнения
- Поднять руки вверх – вдох, опуская руки – выдох. На выдохе пропеваем гласные звуки, затем в сочетании с согласными звуками;
- Пропевая гласные на выдохе, имитируем укачивание малыша, гудение поезда, стон больного человека, испуганный крик, удивленный возглас и т.д.
- Итак, турнир начинается!
1) - Перед вами Звукоград, город большой и необычный. За короткое время вам необходимо пробежать вокруг него, преодолевая препятствия, которые подготовили для вас звуковички. Победителем станет тот, кто первый «добежит» до финиша. Помним, что слова произносим четко и внятно, выговаривая все звуки. Спрашиваем и отвечаем полным предложением. Тот, кто справляется с заданием первый, делает три шага по полю вперед, второй – два шага, третий – один шаг, ответили неверно – остаетесь на месте.
- Право первого хода тому, кто назовет первый звук своего имени.
- Право второго хода – последний звук своего имени.
Дети разбирают фишки и занимают место на старте.
2) «Название команды»: вытягиваете карточку со схемой слова и подбираете соответствующую картинку (СЛОН, ТИГР, РЫСЬ). Тот, кто отвечает первый, делает три шага по полю вперед, второй – два шага, третий – один шаг, ответили неверно – остаетесь на месте.
3) 1-ый игрок: сделай столько шагов вперед, сколько звуков в слове ИГРА;
2-ой игрок: сделай столько шагов вперед, сколько слогов в слове ПОБЕДИТЕЛЬ;
3-ий игрой: сделай столько шагов вперед, сколько слов в предложении ВАНЯ ПРИДУМАЛ ИНТЕРЕСНУЮ ИГРУ.
4) Рассмотри картинки (РАК, УЖ, КОТ). Составь схему слова и определи позицию гласного звука в слове, поместив картинку в соответствующее окошечко домика.
5) По первым звукам слов, угадай зашифрованное слово (СОК, НОС, ДОМ).
Дети по очереди вытягивают карточки с зашифрованными словами и угадывают их.
Тот, кто отвечает первый, делает три шага по полю вперед, второй – два шага, третий – один шаг, ответили неверно – остаетесь на месте.
6) Динамическая пауза
«Как живешь».
Как живёшь ?-вот так( поднять большой палец)
Как плывёшь ?- вот так( показать как плавает )
Как бежишь ?–вот так ( бег на месте)
Вдаль глядишь? -вот так( руку над глазами,)
Ждёшь обед- вот так( руку под щёку)
Машешь вслед –вот так( помахать рукой)
Утром спишь –вот так (закрыть глаза)
Как шалишь –вот так( надуть щёки ,надавить кулачками)
7) «Кто за кем стоит в очереди»
Выстрой животных и птиц за слоном (тигром, рысью) так, чтобы следующее слово начиналось на последний звук предыдущего (предлагаются картинки с изображениями: слона, тигра, рыси, носорога, крокодила, лошади, рака, коровы, аиста, обезьяны, акулы, синицы).
Тот, кто отвечает первый, делает три шага по полю вперед, второй – два шага, третий – один шаг, ответили неверно – остаетесь на месте.
8) «Перепутанные слоги»
Я даю задание вам все расставить по местам! Со слогами нет туту лада, переставьте все как надо: ДИЛ-КРО-КО, ШАДЬ-ЛО, РАФ-ЖИ. Сколько слогов в слове? Какое правило вы знаете (сколько гласных звуков, столько и слогов)?
9) Проверь, правильно ли составлены предложения. Если нет – исправь.
- Яблоко круглое, а лимон кислый;
- Ваза хрустальная, а стакан легкий;
- У бабочки крылышки большие, а у стрекозы прозрачные;
- Соль соленая, а сахар белый;
- Белый гриб с коричневой шляпкой, а мухомор несъедобный.
10) Составь схему предложения, используя счетные палочки.
- Маша варит суп;
- Около ели лиса роет нору;
- Зимой медведь крепко спит.
3. Итог занятия.
-Наш турнир подошел к концу. Все участники молодцы, хорошо справлялись с испытаниями. А теперь интервью с победителями:
- Как тебе удалось стать победителем в этой игре? Что тебе помогло?
- Что больше всего запомнилось?
- Что показалось самым сложным, и самым легким?
Награждение игроков медалями за первое, второе и третье место.
Поделиться с друзьями: