Конспект итоговой подгрупповой логопедической НОД в подготовительной группе. Игра-ходилка.

Цель: Закрепление знаний по разделам «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории».

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Закрепить умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; Закрепить умение соотносить звуковую схему слова со словом;
  • Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков;
  • Упражнять в умении проводить звуковой анализ и синтез слова;
  • Упражнять в умении проводить анализ и синтез предложения.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать фонематические процессы, речевой слух, слуховое внимание, выразительность речи;
  • Развивать мышление, зрительную память, устойчивое внимание;
  • Развивать общую моторику и продолжать учить детей ориентироваться в пространстве;
  • Развивать координацию речи с движением, ритмичность и плавность движений;
  • Продолжить автоматизацию правильного произношения и дифференциацию всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Воспитывать умение слушать ответы товарищей;
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки;
  • Воспитывать познавательный интерес к звуковой стороне речи;
  • Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на НОД.

 

Методы и приемы:

Наглядный  (пособия, картинки);

Словесный (совместная речевая деятельность);  

Игровой  (сюрпризный момент, динамические паузы);

Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).

Предварительная работа: знакомство с гласными и согласными звуками, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов,  деление слов на слоги, работа с предложением.

Длительность: 35 минут

Количество детей: 3 человека

Материал: Звукоград (игровое поле с фишками, звуковые замки и звуки-человечки), звуковые схемы слов, звуковые фишки, ребусы, предметные картинки, звуковые домики для определения позиции звука в слове, карточки с предложениями, медали.

Место проведения: кабинет логопеда

 

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Тех, кто хорошо работает, учится – отправляют на различные конкурсы, соревнования и олимпиады. В течение всего года вы много трудились, занимались, учились четко и красиво говорить. Поэтому сегодня я предлагаю вам отправиться на турнир грамотной речи, где вы сможете показать  свои знания.

2. Сообщение темы занятия, актуализация имеющихся знаний.

- Давайте выясним, где именно будут проходить соревнования, куда вам предстоит отправиться.

На доске звуковые замки и звуки-человечки.

- Ребята, что вы видите? Что это такое? (Вспоминают гласные и согласные звуки, перечисляют все гласные звуки.).

Воздух свободно идёт через рот

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос поёт.

Звук получается ГЛАСНЫЙ.

А СОГЛАСНЫЕ … согласны

Шелестеть, рычать, скрипеть,

Даже фыркать и хрипеть

Но не хочется им петь.

- Выяснили, что соревнования будут проходить в Звукограде, городе, где живут звуки.  Здесь принято начинать день с песни. Звуковички предлагают вам спеть вместе с ними:

 

Дыхательные упражнения

- Поднять руки вверх – вдох, опуская руки – выдох. На выдохе пропеваем гласные звуки, затем в сочетании с согласными звуками;

- Пропевая гласные на выдохе, имитируем укачивание малыша, гудение поезда, стон больного человека, испуганный крик, удивленный возглас и т.д.

 

- Итак, турнир начинается!

1) - Перед вами Звукоград, город большой и необычный. За короткое время вам необходимо пробежать вокруг него, преодолевая препятствия, которые подготовили для вас звуковички. Победителем станет тот, кто первый «добежит» до финиша. Помним, что слова произносим четко и внятно, выговаривая все звуки. Спрашиваем  и отвечаем полным предложением. Тот, кто справляется с заданием первый, делает три шага по полю вперед, второй – два шага, третий – один шаг, ответили неверно – остаетесь на месте.

    - Право первого хода тому, кто назовет первый звук своего имени.

    - Право второго хода – последний звук своего имени.

Дети разбирают фишки и занимают место на старте.

2) «Название команды»: вытягиваете карточку со схемой слова и подбираете соответствующую картинку (СЛОН, ТИГР, РЫСЬ). Тот, кто отвечает первый, делает три шага по полю вперед, второй – два шага, третий – один шаг, ответили неверно – остаетесь на месте.

3) 1-ый игрок: сделай столько шагов вперед, сколько звуков в слове ИГРА;

     2-ой игрок: сделай столько шагов вперед, сколько слогов в слове ПОБЕДИТЕЛЬ;

  3-ий игрой: сделай столько шагов вперед, сколько слов в предложении ВАНЯ ПРИДУМАЛ ИНТЕРЕСНУЮ ИГРУ.

4) Рассмотри картинки (РАК, УЖ, КОТ). Составь схему слова и определи позицию гласного звука в слове,    поместив картинку в соответствующее окошечко домика.

5) По первым звукам слов, угадай зашифрованное слово (СОК, НОС, ДОМ).

Дети по очереди вытягивают карточки с зашифрованными словами и угадывают их.

Тот, кто отвечает первый, делает три шага по полю вперед, второй – два шага, третий – один шаг, ответили неверно – остаетесь на месте.

6) Динамическая пауза

«Как живешь».

Как живёшь ?-вот так( поднять большой палец)

Как плывёшь ?- вот так( показать как плавает )

Как бежишь ?–вот так ( бег на месте)

Вдаль глядишь? -вот так( руку над глазами,)

Ждёшь обед- вот так( руку под щёку)

Машешь вслед –вот так( помахать рукой)

Утром спишь –вот так (закрыть глаза)

Как шалишь –вот так( надуть щёки ,надавить кулачками)

7) «Кто за кем стоит в очереди»

Выстрой животных и птиц за слоном (тигром, рысью) так, чтобы следующее слово начиналось на последний звук предыдущего (предлагаются картинки с изображениями: слона, тигра, рыси, носорога, крокодила, лошади, рака, коровы, аиста, обезьяны, акулы, синицы).

Тот, кто отвечает первый, делает три шага по полю вперед, второй – два шага, третий – один шаг, ответили неверно – остаетесь на месте.

8) «Перепутанные слоги»

Я даю задание вам все расставить по местам! Со слогами нет туту лада, переставьте все как надо: ДИЛ-КРО-КО, ШАДЬ-ЛО, РАФ-ЖИ. Сколько слогов в слове? Какое правило вы знаете (сколько гласных звуков, столько и слогов)?

9) Проверь, правильно ли составлены предложения. Если нет – исправь.

- Яблоко круглое, а лимон кислый;

- Ваза хрустальная, а стакан легкий;

- У бабочки крылышки большие, а у стрекозы прозрачные;

- Соль соленая, а сахар белый;

- Белый гриб с коричневой шляпкой, а мухомор несъедобный.

10) Составь схему предложения, используя счетные палочки.

- Маша варит суп;

- Около ели лиса роет нору;

- Зимой медведь крепко спит.

3. Итог занятия.

 -Наш турнир подошел к концу. Все участники молодцы, хорошо справлялись с  испытаниями. А теперь интервью с победителями:

     - Как тебе удалось стать победителем в этой игре? Что тебе помогло?

     - Что больше всего запомнилось?

     - Что показалось самым сложным, и самым легким?

Награждение игроков медалями за первое, второе и третье место.