Конспект итоговой подгрупповой логопедической НОД в старшей группе.

 

Цель: Закрепление знаний по разделам «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории».

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи.

  • Закрепить умения определять «гласный звук;
  • Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков;
  • Продолжить формирование лексико- грамматических категорий;

Коррекционно-развивающие задачи.

  • Развивать фонематические процессы, речевой слух, слуховое внимание, выразительность речи;
  • Корригировать произношение;
  • Корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
  • Корригировать и развивать слуховое восприятие;
  • Корригировать речевое дыхание;
  • Корригировать и развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • Развивать умение согласовывать речь с движением, ритмичность и плавность движений;
  • Развивать внимание, логическое мышление.
  • Продолжить автоматизацию правильного произношения и дифференциацию всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Воспитывать умение слушать ответы товарищей;
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки;
  • Воспитывать познавательный интерес к звуковой стороне речи;
  • Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на НОД.

Здоровьесберегающие:

  • Следить за правильной посадкой ребенка;
  • Способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • Чередовать статические и динамические упражнения;
  • Соблюдать режим охраны зрения.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Методы и приемы:

Наглядный  (пособия, картинки);

Словесный (совместная речевая деятельность);  

Игровой  (сюрпризный момент, динамические паузы);

Практический (выполнение заданий, упражнений).

Предварительная работа: знакомство с гласными и согласными звуками, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слогов и коротких слов,  деление слов на слоги, работа с предложением.

Длительность: 25 минут

Количество детей: 3 человека

Материал: предметные и сюжетные картинки, звуковые схемы, индивидуальные зеркала, цветные карандаши, слайдовая презентация

Место проведения: кабинет логопеда

 

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, сегодня я расскажу вам сказку, а вы мне поможете.

Дети рассаживаются в кружок на полу.

2. Сообщение темы занятия, актуализация имеющихся знаний.

Жили-были на свете три богатыря: Рома, Саша и Расул. Собрались раз богатыри в дорогу дальнюю, дорогу трудную, мир посмотреть, себя показать.

Логопед: Страшно вам, богатыри?

Дети: Нет! Не страшно!

Логопед: Справитесь ли, богатыри?

Дети: Справимся!

Логопед: Стали богатыри готовиться к походу долгому: силу пробовать.

2.1. Проводится биоэнергопластика. Дети перед зеркалом выполняют артикуляционные упражнения в содружестве с движениями рук:

Широко улыбнулись, пальцы сильно разведены в сторону;

Потянулись: губы «хоботком», пальцы в щепотку;

Широко улыбнулись, пальцы сильно разведены в сторону;

Широко открыли рот; пальца выпрямили;

Делают «Лошадку», присасывают широкий язык к нёбу, пальцами щелкают;

Широкий распластанный язык лежит на нижней губе, рот открыт, губы улыбаются, ладони лежат спокойно;

Заворачиваем края широкого языка «чашечка» и дуем в него, соединяем ладони в  «чашечку».

2.2. Логопед: Размялись богатыри, силу померили, и стали вещи собирать в мешки походные. Но мешки у богатырей непростые, - волшебные. Много разных предметов можно в них сложить, но с условием: У Ромы в мешок можно сложить только те предметы названия которых начинается на звук С, у Саши в мешок можно сложить только те предметы названия которых начинается на звук Р, а Расул в мешок может сложить только те предметы названия которых начинается на звук Ш.

Перед детьми картинки с изображением разных предметов. Дети выполняют задание: выбирают нужные картинки из предложенных.

2.3. Логопед: Собрали богатыри вещи, взвалили мешки себе на плечи и отправились в путь. Долго ли, коротко ли, пришли на перекресток трех дорог. Стоят, спорят, по какой дороге путь продолжить. Долго бы спорили, но ворон, сидевший на указателе, вдруг заговорил: « Я укажу вам безопасный путь, если вы зашифруете мое послание».

Дети составляют слоги из звуковых схем.

Логопед: Указал ворон дорогу богатырям, и отправились они дальше.

2.4. Логоритмическое упражнение:

Раз-два-три, раз-два-три —

По дорожке мы пошли.

Шаг марша.

Петлять тропинка начала

Среди высоких трав, 

По ней шагаем мы легко,

Головушку подняв.

Ходьба «змейкой».

Вот мы кочки увидали,

Через них мы прыгать стали. 

Прыжки с продвижением вперед.

 

Впереди течет ручей,

Подходите поскорей. 

Ходьба на носках, руки — в стороны.

 

Руки в стороны расставим,

Переходить его мы станем.

Лес весенний увидали

И к нему все побежали. 

Бег по кругу.

 


Логопед
: Впереди лес. А в лесу много… (дети называют с опорой на картинки) деревьев, грибов, птиц, зверей, ягод (Р.П. сущ. в множ.ч.).

Логопед: Вышли на опушку. А там избушка на курьих ножках. Стоит кряхтит, поскрипывает, с ноги на ногу переступает.

- А кто в той избушке живет?

Дети отвечают.

2.5. Логопед: Баба Яга в окошко смотрит, гостей в дом приглашает, только избушка не поворачивается к богатырям. Чтобы она повернулась, надо за ней упражнения повторить:

Дети выполняют кинезиологические упражнения:

поднимите правую руку и левую ногу;

дотроньтесь левой рукой правого глаза и т.п.

2.6. Логопед: Повернулась избушка. Вошли богатыри в дом. А в доме том, все вверх дном.

Логопед: Ребята, рассмотрите внимательно картинку и расскажите, где должны находиться эти предметы (понимание и употребление простых предлогов).

Дети разглядывают картинку и «убирают» вещи на место (Цветы стоят в вазе. Платье висит в шкафу).

Логопед: Пока богатыри в доме порядок наводили, Баба Яга на стол накрыла.

2.7. Логопед: Ребята, выберете себе картинки. Рассмотрите, что на них изображено. Расскажите, каким чаем вас угощает Баба Яга.

Перед детьми разложены картинки с изображением чашек с чайными пакетиками и картинки с изображением пирожков. Дети выбирают себе картинки (словообразование и словоизменение, согласование существительных с др.ч.речи).

Дети: чай с клубникой – клубничный и т.п. Пирожки с капустой и т.д.

Логопед: Чай горячий. Стали богатыри на чай дуть.

2.8. Дыхательная гимнастика (Дети дуют через трубочку в стакан с водой. Вдох короткий быстрый, выдох медленный длинный)

Логопед: Поели богатыри и дальше в путь отправились. А Баба Яга им клубочек волшебный приготовила. Только клубочек этот сначала отыскать надо.

2.9. Логопед: Ребята, рассмотрите картинку и найдите такой же мячик, как в рамочке. Обведите его (развитие внимания и мышления).

 Дети выполняют задание.

Логопед: Привел их клубочек в городок. Где все запутано. И не могут жители городка разобраться сами.

2.10. Логопед: Ребята, послушайте внимательно предложения и посмотрите картинки. Расскажите, что мы можем изменить.

Игра «Закончи предложения, правильно»
Рыбак поймал…(рыбу).
Портниха шьет…(платье).
Хозяйка кормит…(гуся).
Мама стирает…(платок).
Собака догоняет…(мальчика).

Дети выполняют задание.


3. Итог занятия. Рефлексия.

Логопед: Наши богатыри так устали, что решили вернуться домой. Много они повидали, многим помогли, себя показали, пора и домой возвращаться. А дома их ждут родные и друзья, которым наши герои расскажут о своих приключениях.

Дети делятся впечатлениями от занятия.