Цель: Закрепление знаний по разделам «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории».
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи.
- Закрепить умения определять «гласный звук;
- Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков;
- Продолжить формирование лексико- грамматических категорий;
Коррекционно-развивающие задачи.
- Развивать фонематические процессы, речевой слух, слуховое внимание, выразительность речи;
- Корригировать произношение;
- Корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
- Корригировать и развивать слуховое восприятие;
- Корригировать речевое дыхание;
- Корригировать и развивать мелкую моторику пальцев рук;
- Развивать умение согласовывать речь с движением, ритмичность и плавность движений;
- Развивать внимание, логическое мышление.
- Продолжить автоматизацию правильного произношения и дифференциацию всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать умение слушать ответы товарищей;
- Формировать навык самоконтроля и самооценки;
- Воспитывать познавательный интерес к звуковой стороне речи;
- Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на НОД.
Здоровьесберегающие:
- Следить за правильной посадкой ребенка;
- Способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- Чередовать статические и динамические упражнения;
- Соблюдать режим охраны зрения.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Методы и приемы:
Наглядный (пособия, картинки);
Словесный (совместная речевая деятельность);
Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы);
Практический (выполнение заданий, упражнений).
Предварительная работа: знакомство с гласными и согласными звуками, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слогов и коротких слов, деление слов на слоги, работа с предложением.
Длительность: 25 минут
Количество детей: 3 человека
Материал: предметные и сюжетные картинки, звуковые схемы, индивидуальные зеркала, цветные карандаши, слайдовая презентация
Место проведения: кабинет логопеда
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: Ребята, сегодня я расскажу вам сказку, а вы мне поможете.
Дети рассаживаются в кружок на полу.
2. Сообщение темы занятия, актуализация имеющихся знаний.
Жили-были на свете три богатыря: Рома, Саша и Расул. Собрались раз богатыри в дорогу дальнюю, дорогу трудную, мир посмотреть, себя показать.
Логопед: Страшно вам, богатыри?
Дети: Нет! Не страшно!
Логопед: Справитесь ли, богатыри?
Дети: Справимся!
Логопед: Стали богатыри готовиться к походу долгому: силу пробовать.
2.1. Проводится биоэнергопластика. Дети перед зеркалом выполняют артикуляционные упражнения в содружестве с движениями рук:
Широко улыбнулись, пальцы сильно разведены в сторону;
Потянулись: губы «хоботком», пальцы в щепотку;
Широко улыбнулись, пальцы сильно разведены в сторону;
Широко открыли рот; пальца выпрямили;
Делают «Лошадку», присасывают широкий язык к нёбу, пальцами щелкают;
Широкий распластанный язык лежит на нижней губе, рот открыт, губы улыбаются, ладони лежат спокойно;
Заворачиваем края широкого языка «чашечка» и дуем в него, соединяем ладони в «чашечку».
2.2. Логопед: Размялись богатыри, силу померили, и стали вещи собирать в мешки походные. Но мешки у богатырей непростые, - волшебные. Много разных предметов можно в них сложить, но с условием: У Ромы в мешок можно сложить только те предметы названия которых начинается на звук С, у Саши в мешок можно сложить только те предметы названия которых начинается на звук Р, а Расул в мешок может сложить только те предметы названия которых начинается на звук Ш.
Перед детьми картинки с изображением разных предметов. Дети выполняют задание: выбирают нужные картинки из предложенных.
2.3. Логопед: Собрали богатыри вещи, взвалили мешки себе на плечи и отправились в путь. Долго ли, коротко ли, пришли на перекресток трех дорог. Стоят, спорят, по какой дороге путь продолжить. Долго бы спорили, но ворон, сидевший на указателе, вдруг заговорил: « Я укажу вам безопасный путь, если вы зашифруете мое послание».
Дети составляют слоги из звуковых схем.
Логопед: Указал ворон дорогу богатырям, и отправились они дальше.
2.4. Логоритмическое упражнение:
Раз-два-три, раз-два-три — По дорожке мы пошли. |
Шаг марша. |
Петлять тропинка начала Среди высоких трав, По ней шагаем мы легко, Головушку подняв. |
Ходьба «змейкой». |
Вот мы кочки увидали, Через них мы прыгать стали. |
Прыжки с продвижением вперед.
|
Впереди течет ручей, Подходите поскорей. |
Ходьба на носках, руки — в стороны.
|
Руки в стороны расставим, Переходить его мы станем. Лес весенний увидали И к нему все побежали. |
Бег по кругу.
|
Логопед: Впереди лес. А в лесу много… (дети называют с опорой на картинки) деревьев, грибов, птиц, зверей, ягод (Р.П. сущ. в множ.ч.).
Логопед: Вышли на опушку. А там избушка на курьих ножках. Стоит кряхтит, поскрипывает, с ноги на ногу переступает.
- А кто в той избушке живет?
Дети отвечают.
2.5. Логопед: Баба Яга в окошко смотрит, гостей в дом приглашает, только избушка не поворачивается к богатырям. Чтобы она повернулась, надо за ней упражнения повторить:
Дети выполняют кинезиологические упражнения:
поднимите правую руку и левую ногу;
дотроньтесь левой рукой правого глаза и т.п.
2.6. Логопед: Повернулась избушка. Вошли богатыри в дом. А в доме том, все вверх дном.
Логопед: Ребята, рассмотрите внимательно картинку и расскажите, где должны находиться эти предметы (понимание и употребление простых предлогов).
Дети разглядывают картинку и «убирают» вещи на место (Цветы стоят в вазе. Платье висит в шкафу).
Логопед: Пока богатыри в доме порядок наводили, Баба Яга на стол накрыла.
2.7. Логопед: Ребята, выберете себе картинки. Рассмотрите, что на них изображено. Расскажите, каким чаем вас угощает Баба Яга.
Перед детьми разложены картинки с изображением чашек с чайными пакетиками и картинки с изображением пирожков. Дети выбирают себе картинки (словообразование и словоизменение, согласование существительных с др.ч.речи).
Дети: чай с клубникой – клубничный и т.п. Пирожки с капустой и т.д.
Логопед: Чай горячий. Стали богатыри на чай дуть.
2.8. Дыхательная гимнастика (Дети дуют через трубочку в стакан с водой. Вдох короткий быстрый, выдох медленный длинный)
Логопед: Поели богатыри и дальше в путь отправились. А Баба Яга им клубочек волшебный приготовила. Только клубочек этот сначала отыскать надо.
2.9. Логопед: Ребята, рассмотрите картинку и найдите такой же мячик, как в рамочке. Обведите его (развитие внимания и мышления).
Дети выполняют задание.
Логопед: Привел их клубочек в городок. Где все запутано. И не могут жители городка разобраться сами.
2.10. Логопед: Ребята, послушайте внимательно предложения и посмотрите картинки. Расскажите, что мы можем изменить.
Игра «Закончи предложения, правильно»
Рыбак поймал…(рыбу).
Портниха шьет…(платье).
Хозяйка кормит…(гуся).
Мама стирает…(платок).
Собака догоняет…(мальчика).
Дети выполняют задание.
3. Итог занятия. Рефлексия.
Логопед: Наши богатыри так устали, что решили вернуться домой. Много они повидали, многим помогли, себя показали, пора и домой возвращаться. А дома их ждут родные и друзья, которым наши герои расскажут о своих приключениях.
Дети делятся впечатлениями от занятия.
Поделиться с друзьями: