Тема: На Луну за волшебником. Звук Л в словах и предложении.
Цель: Автоматизация звука Л в словах и предложении.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- Корригировать произношение;
- Корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
- Корригировать и развивать слуховое восприятие;
- Корригировать речевое дыхание;
- Корригировать и развивать мелкую моторику пальцев рук;
- Развивать умение согласовывать речь с движением, ритмичность и плавность движений;
- Развивать внимание, логическое мышление.
Образовательные:
- Уточнить характеристику и артикуляцию звука Л;
- Формировать грамматические категории:согласование числительного с прилагательным и существительным в ед. и мн. числе; образование притяжательных прилагательных
- Упражнять в умении отвечать на вопросы полным предложением; исправлять деформированные предложения.
Воспитательные:
- Воспитывать умение слушать ответы товарищей;
- Формировать навык самоконтроля и самооценки;
- Воспитывать познавательный интерес к звуковой стороне речи;
- Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на НОД.
Здоровьесберегающие:
- Следить за правильной посадкой ребенка;
- Способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- Чередовать статические и динамические упражнения;
- Соблюдать режим охраны зрения.
Оборудование: картинки для артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, картинки с изображением облаков, звуковые символы, предметные картинки с изображением животных (слон, крокодил, волк, лошадь, лось), набор из «Дары Фребеля»; смайлики за верно выполненное задание; слайдовая презентация занятия.
Длительность: 30 минут
Количество детей: 3 человека
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Жил был волшебник. Самый обычный. Иногда колдовал, вреда никому не причинял, но и добрых дел никто от него не видел, а все потому, что этот волшебник с детства не умел произносить звук Л, а логопеда в его владениях не было. Вот этот волшебник вырос, а звук произносить так и не научился. Поэтому и заклинания у него не получались. Он хотел наколдовать что-нибудь хорошее, а выходила какая-нибудь гадость. И вот однажды он собрался в гости к своим друзьям…
2. Актуализация имеющихся знаний, сообщение темы занятия
2.1 Артикуляционная гимнастика.
Он долго готовился, и улыбался (упражнение «лягушка»); думал, какие гостинцы приготовить для друзей (упражнение «слоник»); решил напечь блины (упражнение «блинчик»); накупил леденцов (упражнение «иголочка»); смастерил для них качели (упражнение «качели»); и уселся на диван, чтобы произнести заклинание (ведь волшебники передвигаются только колдовским способом).
Произнес заклинание, но вместо друзей оказался на Луне, и вернуться обратно не может. Его друзья беспокоятся и просят нас о помощи.
2.2 Закрепление произношения звука Л в слогах.
-Чтобы попасть на Луну необходимо произнести заклинание. Но сначала давайте вспомним, как произносится первый звук в слове «Луна» (Дети произносят звук Л, дают акустико-артикуляционную характеристику данного звука).
- Повторяйте заклинание вслед за мной:
Ла-ло-лу-лы
Пла-пло-плу-плы
Сла-сло-слу-слы
Кла-кло-клу-клы
Алта-олта-илта-элта-улта
Алма-олма-ылма-улма-элма
Асло-эсло-исло-осло-усло
2.3 Согласование числительного с прилагательным и существительным в ед. и мн. числе. Автоматизация звука Л в словах и фразе. Дыхательная гимнастика.
-Закрываем глаза, беремся за руки и летим на Луну, возвращать волшебника.
- Почувствуйте, какой здесь чистый воздух (Дыхательная гимнастика).
Но в небе очень много белых облаков. Поворот на Луну за 5ым белым облаком. Давайте посчитаем, чтобы не сбиться с курса:
Одно белое облако-два белых облака-…пять белых облаков.
2.4 Звуковой анализ и синтез слогов типа СГ, ГС, ГСГ
-Вот и нужный поворот к Луне. Но он заколдован. Чтобы снять заклятие нужно подобрать нужное заклинание. А помогут нам карточки подсказки (Перед детьми звуковые символы Ткаченко Т.А.: звуки А,У,И,Л; из которых они выкладывают схемы слогов АЛ,ЛУ, ИЛ, АЛУ).
-Молодцы! Мы справились. Дорога свободна. Вот мы и на Луне.
2.5 Развитие фонематического восприятия
- Но прямо перед нами глубокая и широкая яма. Чтобы через нее перейти, надо построить висячий мост (используется набор из «Дары Фребеля»). Я буду называть слова, а вы, если услышите звук Л, нанизывайте на веревочку кубик (лак, мак, стол, стоп, дом, кол, лапа, вол, вор, лодка, ложка).
2.6 Образование притяжательных прилагательных. Автоматизация звука Л в предложении.
-Ой! Посмотрите, посмотрите! Что это?
(Картинки животных собранные из деталей разрезных картинок).
-Какие необычные животные! Но что с ними?
-Наверное, это наш волшебник неправильно наколдовал. Давайте поможем этим животным, и узнаем где нам искать волшебника.
- Скажите, чья это голова и чей хвост. Отвечайте полным предложением. Например: у этого животного змеиная голова и львиный хвост.
- Животные расколдованы.
2.7 Динамическая пауза.
У волчища - желтые глазища («очки»),
У волчища – сильные лапищи («кулаки»),
У волчища – острые когтищи («цапки-царапки»),
У волчища- страшные зубищи («оскал»).
Волк прячется в темном урочище (присесть, руки над головой).
Кого ты, волчище, ждешь еще?
Вас! (потопать ногами).
2.8 Работа с деформированным предложением.
Они могут рассказать нам, что случилось с волшебником. Но они так торопятся и волнуются, что не могут правильно составить предложение. Придется снова им помочь.
Около волшебника сидела огромная лужа.
Лодка хотела переплыть волшебника на луже.
Но волшебная палочка сломала волшебника.
Голубые стрелки нарисовали волшебника.
- Ребята, а вы видите голубые стрелки?
- Давайте пойдем по ним и найдем волшебника.
2.9 Автоматизация звука Л в стихах, в связной речи. Развитие связной речи.
А вот и он. Но он не весел. Почему?
Сейчас узнаем. Я буду вам рассказывать, а вы повторяйте за мной:
Наш волшебник загрустил,
Так как звук Л не произносил.
Он не пил и не ел.
Целый день он молчал.
Книжек новых не читал.
-Давайте развеселим волшебника и расскажем ему, с самого начала, как мы здесь оказались и пообещаем научить его верно произносить звук Л.
3. Итог занятия
- Пора возвращаться назад. Давайте закроем глазки и поделимся самыми приятными воспоминаниями о сегодняшнем происшествии. И подумаем о том, что мы сделали замечательно, а над чем еще можно поработать (Формирование навыка самоконтроля и самооценки).
Приложение: слайдовая презентация
Поделиться с друзьями: