Конспект подгрупповой интегрированной НОД в подготовительной группе

Тема: На Луну за волшебником. Звук Л в словах и предложении.

Цель: Автоматизация звука Л в словах и предложении.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  • Корригировать произношение;
  • Корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
  • Корригировать и развивать слуховое восприятие;
  • Корригировать речевое дыхание;
  • Корригировать и развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • Развивать умение согласовывать речь с движением, ритмичность и плавность движений;
  • Развивать внимание, логическое мышление.

Образовательные:

  • Уточнить характеристику и артикуляцию звука Л;
  • Формировать грамматические категории:согласование числительного с прилагательным и существительным в ед. и мн. числе; образование притяжательных прилагательных
  • Упражнять в умении отвечать на вопросы полным предложением; исправлять деформированные предложения.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать ответы товарищей;
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки;
  • Воспитывать познавательный интерес к звуковой стороне речи;
  • Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на НОД.

Здоровьесберегающие:

  • Следить за правильной посадкой ребенка;
  • Способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • Чередовать статические и динамические упражнения;
  • Соблюдать режим охраны зрения.

Оборудование: картинки для артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, картинки с изображением облаков, звуковые символы, предметные картинки с изображением животных (слон, крокодил, волк, лошадь, лось), набор из «Дары Фребеля»; смайлики за верно выполненное задание; слайдовая презентация занятия.

Длительность: 30 минут

Количество детей: 3 человека

 

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Жил был волшебник. Самый обычный. Иногда колдовал, вреда никому не причинял, но и добрых дел никто от него не видел, а все потому, что этот волшебник с детства не умел произносить звук Л, а логопеда в его владениях не было. Вот этот волшебник вырос, а звук произносить так и не научился. Поэтому и заклинания у него не получались. Он хотел наколдовать что-нибудь хорошее, а выходила какая-нибудь гадость. И вот однажды он собрался в гости к своим друзьям…

2. Актуализация имеющихся знаний, сообщение темы занятия

2.1 Артикуляционная гимнастика.

Он долго готовился, и улыбался (упражнение «лягушка»); думал, какие гостинцы приготовить для друзей (упражнение «слоник»); решил напечь блины (упражнение «блинчик»); накупил леденцов (упражнение «иголочка»); смастерил для них качели (упражнение «качели»); и уселся на диван, чтобы произнести заклинание (ведь волшебники передвигаются только колдовским способом).

Произнес заклинание, но вместо друзей оказался на Луне, и вернуться обратно не может. Его друзья беспокоятся и просят нас о помощи.

2.2 Закрепление произношения звука Л в слогах.

-Чтобы попасть на Луну необходимо произнести заклинание. Но сначала давайте вспомним, как произносится первый звук в слове «Луна» (Дети произносят звук Л, дают акустико-артикуляционную характеристику данного звука).

- Повторяйте заклинание вслед за мной:

Ла-ло-лу-лы

Пла-пло-плу-плы

Сла-сло-слу-слы

Кла-кло-клу-клы

Алта-олта-илта-элта-улта

Алма-олма-ылма-улма-элма

Асло-эсло-исло-осло-усло

2.3 Согласование числительного с прилагательным и существительным в ед. и мн. числе. Автоматизация звука Л в словах и фразе. Дыхательная гимнастика.

-Закрываем глаза, беремся за руки и летим на Луну, возвращать волшебника.

- Почувствуйте, какой здесь чистый воздух (Дыхательная гимнастика).

 Но в небе очень много белых облаков. Поворот на Луну за 5ым белым облаком. Давайте посчитаем, чтобы не сбиться с курса:

Одно белое облако-два белых облака-…пять белых облаков.

2.4 Звуковой анализ и синтез слогов типа СГ, ГС, ГСГ

-Вот и нужный поворот к Луне. Но он заколдован. Чтобы снять заклятие нужно подобрать нужное заклинание. А помогут нам карточки подсказки (Перед детьми звуковые символы Ткаченко Т.А.: звуки А,У,И,Л; из которых они выкладывают схемы слогов АЛ,ЛУ, ИЛ, АЛУ).

-Молодцы! Мы справились. Дорога свободна. Вот мы и на Луне.

2.5 Развитие фонематического восприятия

- Но прямо перед нами глубокая и широкая яма. Чтобы через нее перейти, надо построить висячий мост (используется набор из «Дары Фребеля»). Я буду называть слова, а вы, если услышите звук Л, нанизывайте на веревочку кубик  (лак, мак, стол, стоп, дом, кол, лапа, вол, вор, лодка, ложка).

2.6 Образование притяжательных прилагательных. Автоматизация звука Л в предложении.

-Ой! Посмотрите, посмотрите! Что это?

(Картинки животных собранные из деталей разрезных картинок).

-Какие необычные животные! Но что с ними?

-Наверное, это наш волшебник неправильно наколдовал. Давайте поможем этим животным, и узнаем где нам искать волшебника.

- Скажите, чья это голова и чей хвост. Отвечайте полным предложением. Например: у этого животного змеиная голова и львиный хвост.

- Животные расколдованы.

2.7 Динамическая пауза.

У волчища - желтые глазища («очки»),

У волчища – сильные лапищи («кулаки»),

У волчища – острые когтищи («цапки-царапки»),

У волчища- страшные зубищи («оскал»).

Волк прячется в темном урочище (присесть, руки над головой).

Кого ты, волчище, ждешь еще?

Вас! (потопать ногами).

2.8 Работа с деформированным предложением.

Они могут рассказать нам, что случилось с волшебником. Но они так торопятся и волнуются, что не могут правильно составить предложение. Придется снова им помочь.

Около волшебника сидела огромная лужа.

Лодка хотела переплыть волшебника на луже.

Но волшебная палочка сломала волшебника.

Голубые стрелки нарисовали волшебника.

- Ребята, а вы видите голубые стрелки?

- Давайте пойдем по ним и найдем волшебника.

2.9 Автоматизация звука Л в стихах, в связной речи. Развитие связной речи.

 А вот и он. Но он не весел. Почему?

Сейчас узнаем. Я буду вам рассказывать, а вы повторяйте за мной:

Наш волшебник загрустил,

Так как звук Л не произносил.

Он не пил и не ел.

Целый день он молчал.

Книжек новых не читал.

-Давайте развеселим волшебника и расскажем ему, с самого начала, как мы здесь оказались и пообещаем научить его верно произносить звук Л.

3. Итог занятия

- Пора возвращаться назад. Давайте закроем глазки и поделимся самыми приятными воспоминаниями о сегодняшнем происшествии. И подумаем о том, что мы сделали замечательно, а над чем еще можно поработать (Формирование навыка самоконтроля и самооценки).

Приложение: слайдовая презентация