Конспект подгрупповой НОД. Звук А, буква А.

 

Тема: Звук а и буква А

 Цель:

  1. Закрепить навык четкого произношения звука а;
  2. Научить выделять начальный ударный гласный звук (повторение) ;
  3. Научить определять позиции звука в слове;
  4. Анализ звукового ряда из двух звуков типа ау, уа;
  5. Познакомить с буквой;
  6. Закрепить навык согласования притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского и среднего рода(мой стакан, моя сумка, мое окно);
  7. Научить  составлению предложений по демонстрации действий;
  8. Развитие мышления.

Оборудование: предметные картинки (антенна, аист, автобус, ананас, апельсин, альбом, бант, панама, майка); индивидуальные зеркала, разрезные азбуки, тетради, карандаши, карточка с изображением буквы А, символы гласных звуков, звуковой красный замок, индивидуальные звуковые домики, «девочка- звук а».

 

Ход занятия

1. Организационный момент

Игра с мячом « Мой, моя, мое»(согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского и среднего рода).

 

2. Повторение звука у

Припоминание слов со звуком у.

 

3. Сообщение темы занятия

- Сегодня мы с вами снова отправимся в страну звуков и букв. (Выставляется красный замок и «девочка-звук а»).

- Встречать нас будет девочка Анна. Послушайте как красиво звучит первый звук имени Аааанна. Скажем хором ее имя.

- Какой первый звук в слове Анна?

- Анна предлагает нам спеть этот звук. Представьте , что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поем звук а. Ниточка длинная или короткая?(длинная). Намотайте ниточку на клубок. Вот какой большой клубок получился! Звук а мы можем петь, тянуть. Посмотрите как широко открывается рот(работа с зеркалами).

- Есть ли преграда для воздушной струи?

- Что мы можем сказать об этом звуке, какой это звук?

- Давайте «оживим» квадратики

 

4. Выделение звука а на слух.

Игра «Поймай звук»:

а) из ряда других гласных звуков: а, у, о, а, ы, у, а;

б) из обратных слогов: ал, уп, он, ан, ус, ам;

в) из слов: азбука, индюк, овощ, ананас;

 

5.Физминутка

Изобразите как ходит аист, как он стоит на одной ноге.

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

- Топни правой ногой,

Топни левой ногой.

Шагните правой ногой,

Шагните левой ногой,

Так и придете домой.

 

6. Анализ звукового ряда из двух гласных.

Игры: «Отгадай, сколько произнесу звуков»;

           «Отгадай и назови звуки»

Ау        уа       аи         ао         оа         уо        оу

 

7. Произношение слов со звуком а, определение позиции звука в слове(упражнения со звуковыми домиками)

- Наша Анна живет в сказочном замке. В своей сказочной стране она не могла увидеть те предметы, которые знаем мы.

    Выставляются предметы и картинки. Дети называют слова. Определяется позиция звука в словах и место в окошечке звукового домика.

 

8. Знакомство с буквой А

- Анна нам покажет свою любимую букву. На что она похожа?

Вот два столба наискосок,

Между ними поясок.

а) отыскать в разрезной азбуке;

б) рисование в воздухе;

в) обведение контура;

г) печатание на доске и в тетрадях.

9.Упражнения с разрезной азбукой- составление из букв по следам анализа слов: ау, уа

10. Итог (Какой звук изучали? Почему он гласный? Какай еще гласный звук знаем?)