Тема: Звук а и буква А
Цель:
- Закрепить навык четкого произношения звука а;
- Научить выделять начальный ударный гласный звук (повторение) ;
- Научить определять позиции звука в слове;
- Анализ звукового ряда из двух звуков типа ау, уа;
- Познакомить с буквой;
- Закрепить навык согласования притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского и среднего рода(мой стакан, моя сумка, мое окно);
- Научить составлению предложений по демонстрации действий;
- Развитие мышления.
Оборудование: предметные картинки (антенна, аист, автобус, ананас, апельсин, альбом, бант, панама, майка); индивидуальные зеркала, разрезные азбуки, тетради, карандаши, карточка с изображением буквы А, символы гласных звуков, звуковой красный замок, индивидуальные звуковые домики, «девочка- звук а».
Ход занятия
1. Организационный момент
Игра с мячом « Мой, моя, мое»(согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского и среднего рода).
2. Повторение звука у
Припоминание слов со звуком у.
3. Сообщение темы занятия
- Сегодня мы с вами снова отправимся в страну звуков и букв. (Выставляется красный замок и «девочка-звук а»).
- Встречать нас будет девочка Анна. Послушайте как красиво звучит первый звук имени Аааанна. Скажем хором ее имя.
- Какой первый звук в слове Анна?
- Анна предлагает нам спеть этот звук. Представьте , что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поем звук а. Ниточка длинная или короткая?(длинная). Намотайте ниточку на клубок. Вот какой большой клубок получился! Звук а мы можем петь, тянуть. Посмотрите как широко открывается рот(работа с зеркалами).
- Есть ли преграда для воздушной струи?
- Что мы можем сказать об этом звуке, какой это звук?
- Давайте «оживим» квадратики
4. Выделение звука а на слух.
Игра «Поймай звук»:
а) из ряда других гласных звуков: а, у, о, а, ы, у, а;
б) из обратных слогов: ал, уп, он, ан, ус, ам;
в) из слов: азбука, индюк, овощ, ананас;
5.Физминутка
Изобразите как ходит аист, как он стоит на одной ноге.
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
- Топни правой ногой,
Топни левой ногой.
Шагните правой ногой,
Шагните левой ногой,
Так и придете домой.
6. Анализ звукового ряда из двух гласных.
Игры: «Отгадай, сколько произнесу звуков»;
«Отгадай и назови звуки»
Ау уа аи ао оа уо оу
7. Произношение слов со звуком а, определение позиции звука в слове(упражнения со звуковыми домиками)
- Наша Анна живет в сказочном замке. В своей сказочной стране она не могла увидеть те предметы, которые знаем мы.
Выставляются предметы и картинки. Дети называют слова. Определяется позиция звука в словах и место в окошечке звукового домика.
8. Знакомство с буквой А
- Анна нам покажет свою любимую букву. На что она похожа?
Вот два столба наискосок,
Между ними поясок.
а) отыскать в разрезной азбуке;
б) рисование в воздухе;
в) обведение контура;
г) печатание на доске и в тетрадях.
9.Упражнения с разрезной азбукой- составление из букв по следам анализа слов: ау, уа
10. Итог (Какой звук изучали? Почему он гласный? Какай еще гласный звук знаем?)
Поделиться с друзьями: