Конспект подгрупповой НОД. Звук У, буква У.

 

Тема: Звук у и буква У

Цель:

  1. Закрепить навык четкого произношения звука у;
  2. Научить выделять начальный ударный гласный звук ;
  3. Научить определять позиции звука в слове;
  4. Познакомить с буквой;
  5. Развитие мышления;
  6. Развитие слухоречевого внимания.

Оборудование: предметные картинки (утюг, улитка, ухо, утка, умывальник, паук, улей, петух, будильник, усы, удочка); индивидуальные зеркала, разрезные азбуки, тетради, карандаши, карточка с изображением буквы У, символы гласных звуков, звуковой красный замок, индивидуальные звуковые домики, «девочка- звук у».

 

Ход занятия

1. Организационный момент (вносится кукла):

- Это Уля. Послушайте, что с ней произошло:

Шла Ульяна с огорода

Повстречала там урода.

А урод стоит на палке

С бородою из мочалки.

- Что это было? (Огородное пугало). Покажите как испугалась Уля. Ой, какое страшное пугало (дети изображают испуг).

 

2. Сообщение темы занятия

- Каким именем мы назвали куклу? (Уля);

- Какой первый звук вы услышали в слове Уля?

- Где еще мы можем услышать звук у? Кто воет у-у-у?(волки). Зимой ветер воет…

Длительное произношение звука у: а) логопедом;

                                                             б) детьми(хором и индивидуально);

                                                              в)тихим и громким голосом.

Сегодня мы будем произносить много слов со звуком у, познакомимся с буквой У.

 

3. Характеристика звука у по артикуляционным признакам:

а) наблюдение за положением артикуляционных органов (в зеркалах), за воздушной струей, голосом;

б) характеристика звука у: поется- гласный.

- Какой сигнал подает машинист? (у-у-у). Произнесите звук у. Что стало с вашими губами? Попробуем спеть звук у. Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поем звук у. Ниточка длинная или короткая? (длинная). Намотайте ниточку на клубок. Вот какой большой клубок получился! Звук у мы можем петь, тянуть. Посмотрите как широко открывается рот. Есть ли преграда для воздушной струи? Что мы можем сказать об этом звуке, какой это звук?

Выставляется красный замок и «девочка- звук у»

- Гласные звуки живут в красном звуковом замке и обозначать их мы будем красными квадратами.

Детям раздаются красные квадраты- символы гласных звуков

- давайте нажмем пальчиком на квадратик, «оживим» его(дети нажимают на квадраты и произносят звук у).

 

4. Физминутка

Покажите как ходят утята, как они загребают воду, как ищут корм.

 

5. Выделение звука у на слух.

Игра «Поймай звук»:

а) из ряда звуков: а, у, ы, э, у, о;

б) из слов: умница, аист, удочка, иволга, Учит, паук, август.

 

6. Выделение слов со звуком у:

Удод у дороги увидел ужа,

Удод улетел от испуга дрожа.

А уж зашуршал и уполз в камыши,

Над глупым удодом смеясь от души.

- Кто из вас запомнил слова со звуком у?

Определение позиции звука у в словах удод, испуг. Работа с индивидуальными звуковыми домиками.

 

7. Знакомство с буквой У.

Сейчас Уля покажет вам свою любимую букву.

а) Рассматривание карточки с буквой У.

- На что похожа буква У?

У- сучок.

В любом лесу ты увидишь букву У.

б) Найти букву У в разрезной азбуке;

в) рисование буквы в воздухе;

г) выкладывание из счетных палочек;

д) печатание буквы У в тетрадях.

8. Итог

-Подарим хозяйке красного замка слова со звуком у: я буду произносить часть слова без звука у, а вы дополните его звуком и скажете все слово целиком:

...казка,  ...ченик,  ...дав, ...зел,  ...лыбка