Конспект подгрупповой НОД. Звуки П,ПЬ. Бука П.

Тема: Звуки п, пь, буква П

Цель:

  1. Закрепить навык четкого произношения звука и;
  2. Научить выделять ударный и безударный гласный звук и в начале слова;
  3. Анализ звукового ряда из трех гласных;
  4. Печатание в тетрадях звуковых рядов их трех гласных;
  5. Закрепить навык употребления именительного падежа множественного числа существительных с окончаниями –и, -а;
  6. Закрепление навыка употребления падежных окончаний существительных единственного числа;
  7. Знакомство с буквой И.

Оборудование: предметные картинки(ива, индюк, липа, бинт, иголка, искры, избушка, игрушки, пила, лимон); индивидуальные зеркала, разрезные азбуки, тетради, карандаши, карточка с изображением буквы И, символы гласных звуков, звуковой красный замок, индивидуальные звуковые домики, «девочка- звук и».

 Используемая литература:

Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов: Книга для логопедов и воспитателей.- СПб.: КАРО, 2008;

Лиманская О. Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения.- М.: ТЦ Сфера, 2009;

Каше Г. А., Филичева Т. Б. Программа обучения для детей с недоразвитием фонематического строя речи(подготовительная группа). М., 1978;

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.  Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.1 период

 Ход занятия:

1. Организационный момент:

Проводится фонетическая ритмика на звуки а, у, слоги ау,уа.

2. Сообщение темы занятия.

Стук в дверь.

- Кто к нам пришел?

Вносим Петрушку- почтальона.

- Что он нам принес? (письмо, посылка);

- Какой первый звук в словах почтальон, посылка?

- Какой первый звук в словах Петрушка, письмо?

Проводится сравнительная характеристика звуков п, пь. Показываем символы звуков.

- Давайте «оживим» квадратики(дети нажимают на квадратики и произносят п, пь).

- Ребята, хотите узнать от кого посылка и письмо?

- Для этого надо отгадать загадку:

Впереди пятачок,

Сзади крючок,

Посередине спинка,

А на ней щетинка(поросенок).

- Посылка и письмо от поросенка. Давайте посмотрим, что он нам прислал. В письме игры и задания, а в посылке картинки.

а) Игра «Подушка- камень»

У детей в руках символы- «подушка» и «камень». Логопед называет слоги, а дети поднимают соответствующую картинку(«подушка»- мягкий слог; «камень»- твердый слог): па- пи- пу- по- пе- пя- пы;

б) Игра «Твердо- мягко»

Логопед называет слоги со звуком п, а дети изменяют его так, чтобы появился звук пь:

Па- пя, по- пё, пу- пю, пы- пи, пэ- пе;

в) Игра «Синий- зеленый»

На доске два символа звуков- синий и зеленый. Дети называют картинки, определяют какой звук в слове- твердый или мягкий и ставят картинки к соответствующему символу.

3. Знакомство с буквой П.

Разглядывание карточки с изображением буквы. Нахождение ее в разрезной азбуке.

4. Фонематический анализ слогов

На доске выставляется символ звука а.

- Пригласим к звуку а звук п.

- Какой слог получился? (ап)

Проводится полный анализ слога, выкладывание его в разрезной азбуке.

- А теперь давайте поменяем звуки местами(символы звуков меняются местами)

Проводится полный анализ слога.

Аналогичная работа проводится со слогами УП, ИП. Выкладывается схема слога.

5. Произношение звуков п, пь в словах

а) определение позиции звука в слове(работа с индивидуальными звуковыми домиками)

Суп, паста, компот, лапша, стоп, паук;

б) подбор слов к схемам( звуки п, пь в начале, середине, конце слова)

помидор, попугай, полка, палка, плакат, пенал, пипетка, пила, письмо, пень, лапоть, лупа, липа, топор, лопата, копейка, ступенька, тропинка, суп, стоп, лоб, сыпь.

6.  Физминутка

7. Составление и преобразование предложений по сюжетным картинкам, на которых изображено простое действие, с помощью вопросов по образцу. Упражнение в согласовании глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными.

Поля поет. Петя поет. Дети поют.

Степа поливает. Паша поливает. Дети поливают.

Платон рисует. Филипп рисует. Дети рисуют.

Пчела летит. Жук летит. Насекомые летают.

8. Итог занятия. Развитие связной речи.

Составление рассказа по сюжетной картине:

- рассматривание картинки;

- называние или отбор имен на звуки п, пь;

- отыскивание предметов на заданные звуки;

- составление предложений с помощью вопросов;

- объединение предложений в рассказ.