Мастер-класс для молодых педагогов

 

СЛАЙД 1.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести мастер – класс по подготовке детей к обучению грамоте. Проведение данного мастер – класса считаем необходимым, для того, чтобы Вы смогли максимально помочь усвоить и закрепить знания детей на занятиях.

Подготовка к обучению грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:

  • требования начальной школы стали выше;
  • появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
  • не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
  • физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.

Подготовка к обучению грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии (нарушение процесса чтения) и дисграфии (нарушение письменной речи) и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.

Важно, чтобы ребёнок:

  • не пропускал буквы, не смешивал их при написании;
  • умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;
  • под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.

Согласно закону «Об образовании», дошкольное образование является первым уровнем общего образования.

Для всех дошкольных образовательных учреждений актуален федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО).

Стандарт предъявляет требования к результатам освоения Программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования:

СЛАЙД 2

Целевые ориентиры речевого развития детей старшего дошкольного возраста предполагают:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • достаточный словарный запас (около 7 тысяч слов);
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.

СЛАЙД 3

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

  • сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
  • сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и
  • дифференцировать звуки родного языка;
  • готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
  • знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие.
  • умение работать со схемой слова, предложения.

Речь, как психическая функция, развивается в тесной связи с мышлением. Поэтому звуковой анализ и синтез формируется на основе мыслительного анализа и синтеза. Анализ ― мыслительный процесс разделения предмета (явления) на части, выделение существенных признаков, свойств. Синтез ― мыслительный процесс объединение частей в единое целое, используя выделенные признаки. Примеры анализа и синтеза:

Игры «Назови части предмета», «Собери картинку из частей»

«Теория о звуках»

Подготовку к обучению грамоте можно поделить на условные периоды:

СЛАЙД 4

Подготовительный период: знакомство с неречевыми звуками (звукоразличение):

  • сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);
  • затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);
  • узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги и фольги; стук карандашей, ручек, ложек)

На этом этапе дается понятие «звук». На этом же этапе проводится работа по делению слов на слоги, дети определяют количество слогов через хлопки, шаги и т.п.

1 период - знакомство с гласными звуками: необходимо научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, это поможет избежать нарушений слоговой структуры, верно ставить ударение. Благодаря четкому произношению гласных звуков формируется дикция. СЛАЙД 5 (Я в своей работе использую символы гласных звуков, т.к. они лучше помогают детям понять принцип слияния звуков, облегчают понимание и усвоение звукового анализа и синтеза на начальном этапе работы)

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают символом красного цвета.

Сколько гласных звуков в русском языке? (шесть – а, о, у, э, и, ы).

! не даем йотированные гласные. Это буквы, состоящие из двух звуков!

СЛАЙД 6

Порядок работы над гласными звуками:

- выделение заданного звука среди других звуков (с показом артикуляции, без нее);

- выделение данного звука из ряда слогов;

- выделение данного звука среди слов;

- выделение слов с заданным звуком из текста.

Затем ведется работа по дифференциации звуков, для уточнения артикуляции и умения слышать заданный звук. Вводится простейший звуковой анализ (ау, уа, иа), выясняется количество звуков, их последовательность, характеристика.

После знакомства со звуками ведется работа над позицией звука в слове (придумать дидактические пособия):

  • Во-первых, научить детей определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом);
  • Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова;
  • В середине слова.

СЛАЙД 7

2 период работа с согласными звуками.

Рекомендуем начинать со звуков, артикуляция которых очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие. Именно такие звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения (М,Н, В,Ф).

Порядок работы такой же как с гласными. Вводится понятие «согласный звук».

Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают - губы, зубы, язык. Согласные звуки обозначают символом синего и зеленого цвета.

Какие бывают согласные? («твердый согласный» и «мягкий согласный», «звонкий согласный», «глухой согласный» звуки). Для определения звонкости-глухости – прием с горлышком. Для определения твердости –мягкости прием с положением губ.

Работе по дифференциации звуков отводится большая роль: дифференциация согласных по акустическим и артикуляторным признакам.

СЛАЙД 8

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика. Дети должны усвоить, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать ее.

Самое сложное даётся детям – это звуковой анализ слова.

Что такое звуковой анализ?

СЛАЙД 9  

Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный, согласный, твердый, мягкий)

Звуковой анализ слова выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристика.

Рекомендуем начинать:

  • с обратных слогов, имеющих значение (ум, он, ам, ан:);
  • прямые слоги, также имеющие значение (му, на, но:);
  • односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот:);
  • двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи:);
  • односложные со стечением согласных (стол, крот, мост..);
  • двусложные со стечением (скала:);
  • трёхсложные с прямыми открытыми слогами (малина:).

СЛАЙД 10

Например: дом

Символ слова - это полоска, слоги - короткие полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога.

1)    Произносим слово медленно, четко, так, чтобы был слышен каждый звук.

2)    Выделяем голосом первый звук Д – ом: Д – согл, тв. звук -

3)    Выделяем голосом второй звук д – ОО – м: О – гласн. звук -

4)    Выделяем голосом третий звук до- ММ: М – согл, тв. Звук -

В слове ДОМ 3 звука – 2 согл. и 1 гласн.  «Цепочка слов»

СЛАЙДЫ 11, 12

СЛАЙД 13

Звуковая схема слова – это последовательность квадратов - символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.       

Самостоятельное выполнение звукового анализа слов: «Подбери схему к имени»

СЛАЙД 14

Звуки на письме обозначаем буквами. Программой, реализуемой в ДОУ, не определены задачи по подготовке детей к обучению чтению.

Чтобы научиться читать, ребёнок должен владеть элементарными навыками звукового анализа и синтеза.

СЛАЙД 15

К 6 годам ребёнок вполне готов:

  • Выделять звуки в слове;
  • Определять количество звуков в слове, их последовательность, место;
  • Составлять слово из звуков;
  • Придумывать слово на заданный звук.

Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Он является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами.

Фонематическое восприятие - это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова. Все вместе – мы называем фонематические процессы.

Ребенок с неразвитыми фонематическими процессами испытывает большие трудности при обучении чтению и письму. Ему сложно научиться писать грамотно. Письменная речь формируется на основе устной, и проблемы с фонематическим слухом в будущем могут привести к серьезным нарушениям чтения и письма (дислексии и дисграфии). Очень важно не упустить момент и помочь ребенку в формировании правильной красивой речи. Чтобы этого достичь, необходимо научить малыша не только отчетливо произносить слова (звуки), но и различать (дифференцировать) звуки языка на слух.

Задание: составить картотеку игр на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия на каждую возрастную группу.


Приложение: слайдовая презентация