Педагогический совет
«Развитие речи детей дошкольного возраста»
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Речь – это зеркало развития ребенка, в котором отражаются все его достижения и проблемы. Хорошо развитая речь - залог успеха ребенка в будущем.
Развивать речь нужно и важно с первых дней жизни малыша.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и зависит от речевой практики, речевого окружения, воспитания и обучения.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе индивидуального развития от момента рождения до конца жизни.
Речь развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Развитие речи тесно связано с развитием мышления.
Развитие речи - это процесс, который проходит у ребенка целый ряд этапов.
Слайд 2,3,4,5,6:
I этап развития речи – подготовительный (с момента рождения до одного года). В это время появляются голосовые реакции: крик и плач, которые способствуют развитию движений дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата. Через две недели ребенок начинает реагировать на голос говорящего: прислушивается, перестает плакать. К концу 1- го месяца ребенка можно успокоить мелодичной песней. Далее он поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами. Вскоре малыш начинает реагировать на интонацию: на ласковую – оживляется, на резкую – плачет. Около 2-х месяцев появляется гуление, к началу 3-его – лепет (агу, тя-тя и т.п.).
С 5-ти месяцев ребенок слышит звуки, видит артикуляцию, пытается подражать. С 6-ти месяцев путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д.). В дальнейшем перенимается тон, ритм, мелодика, интонация речи. Во 2-ом полугодии звукосочетания воспринимаются и связываются с предметами и действиями (тик-так, бух и т.п.), запоминаются слова, появляются реакции на них. С 7-9 месяцев ребенок повторяет за взрослыми разнообразные звукосочетания. К концу 1-го года жизни появляются первые слова.
II этап – преддошкольный (от 1 года до 3-х лет). Этап становления активной речи. В это время ребенок много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом путает звуки, переставляет их местами, искажает, пропускает. С 1,5 лет появляется понимание словесного объяснения взрослого, накопление новых слов, усвоение знаний.
К 2-м годам дети овладевают навыками употребления единственного и множественного числа существительных, времени и лица глаголов, используют падежные окончания. На второй-третий год жизни происходит значительное накопление словаря, формируется грамматический строй речи, появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. К трем годам у детей должны быть сформированы все основные грамматические категории. На этом этапе понимание речи превосходит произносительные возможности.
III этап – дошкольный (от 3 до 7 лет). На этом этапе у детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Но уже развивается звуковой контроль за собственным произношением, Умение исправлять его (т.е. формируется фонематическое восприятие). В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, овладение связной речью, усложняется структура предложений. На пятом году жизни высказывания детей напоминают краткий рассказ. В пять лет дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки из 40 – 50 предложений, что свидетельствует об овладении монологической речью. В этот же период улучшается фонематическое восприятие: различаются гласные и согласные звуки; мягкие- твердые согласные; сонорные, свистящие, шипящие звуки. К пяти годам заканчивается формирование правильного произношения и ребенок говорит чисто.
IV этап - школьный (от 7 до 17 лет). Главная особенность развития речи детей в этом возрасте - это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказывания. При этом ведущая роль принадлежит письменной речи.
Как уже было сказано ранее, - речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми, когда мы, взрослые, правильно ставим цели развития детской речи; когда прислушиваются к ребенку, не пытаясь навязать ему, свои представления и идеи; когда мы привлекаем внимание ребенка к выражению своих мыслей и чувств; когда создаем ситуации активного говорения ребенка, а не говорим сами. В этом смысле большая роль в формировании правильной речи детей принадлежит не только родителям, но и педагогам детских дошкольных учреждений.
Что включает в себя развитие речи?
Слайд 7
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». То есть развитие речи имеет своей целью помочь ребенку овладеть грамотной, красивой, выразительной устной речью на родном языке, научиться точно, ярко, образно передавать в речи свои мысли, чувства, впечатления.
Многие современные дети знают наизусть большие отрывки из стихотворений, энциклопедий. Но любая творческая или проблемная ситуация ставит их в тупик (Пример: Игра «для чего еще»). – РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА (по ФГОС)
Слайд 8
Когда в России методика речи только создавалась, в ней ставилась задача не просто воспитать правильную выразительную речь, а индивидуальный стиль речи! (У Пушкина, Лермонтова, Гоголя). Но, к сожалению, на сегодня ситуация такова, что не до высоких целей. Речь идет о том, что почти у каждого ребенка нарушение в развитии речи.
Слайд 9,10 с диаграммой
На диаграмме видно, что с каждым годом количество детей с нарушениями речи растет. Если говорить в цифрах, то по результатам обследования устной речи детей в сентябре этого года, только у 9 человек из 56 обследованных детей речевое развитие соответствует возрасту, у остальных 47,- имеются речевые нарушения различной степени тяжести. Большой процент детей с нарушенными фонематическими процессами (-фонематический слух (термин ввел Л.С.Выготский)
* способность слышать есть данный звук в слове или нет;
* способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
* способность различать близко звучащие, но разные по значению слова. -фонематическое восприятие(термин ввел Д.Б.Эльконин) Ученый занимался поиском наиболее эффективной методики обучения чтению и письму. Он обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции:
• умение определять линейную последовательность звуков в слове;
• умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
• осознание или подсчет количества звуков в слове.)
Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи. Воспитание фонематического слуха является составной частью системы работы по развитию речи. Зачастую данной работе не уделяется достаточно времени. В результате,- дети оказываются неподготовленными к последовательной целенаправленной речевой работе, что может послужить толчком к появлению дефектов речевого развития, которые требуют длительной коррекционной работы. При нормальном развитии речи логопедические занятия ребенку не требуются.-
Слайд 11:
Развитие речи предупреждает возникновение речевых нарушений.
Слайд 12,13,14,15,16,17
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; (по ФГОС)
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении чего-либо, зависит успешность ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.–
Слайд 18,19,20
Обогащение активного словаря;
Развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;(по ФГОС)
Наша общая и основная задача – создание условий для полноценного, всестороннего развития детей, как с нормальной речью, так и имеющих речевые нарушения. В отношении этих ребят коррекционная поддержка должна оказываться всеми участниками педагогического процесса.
Развитие речи должно происходить на всех этапах образовательного процесса, включая режимные моменты и свободную деятельность детей, и проводиться всеми педагогами без исключения.
Слайд 21
Развитие речи. ФГОС ДО
Что может сделать каждый из нас?
Согласно ФГОС ДО по развитию речи, выделяем проблемы и ставим задачи для их решения:
№ п/п |
Проблема |
Задача |
1. |
Обогащение активного словаря
(ВСЕ педагоги, во время любой деятельности) |
- правильная, богатая и образная речь окружающих ребенка людей и их речевое общение с ребенком (если наша речь бедна и однообразна, то и речь наших детей будет такой же); - обогащение существительными, глаголами, прилагательными, наречиями; - важен не сам по себе словарный запас, а умение активно пользоваться им, правильно сочетать слова между собой, образовывать от них новые.
|
2. |
Развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи
(ВСЕ педагоги, во время любой деятельности: проговаривание - объяснение детьми правил игры, разбор детьми проблемных ситуаций, совместный поиск решения и т.п.) |
- Умения пересказывать различные тексты, создавать доклады и сообщения на любую тему, составлять рассказ или описание; - Умение раскрыть заданную тему логически и последовательно; - Умение убедить в правильности собственных суждений, включив в свою речь необходимые аргументы.
|
3. |
Развитие речевого творчества (воспитатели групп, воспитатель по ИЗО, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед) |
Используя различные виды искусств, художественной деятельности, вызывать у детей чувство радости, удовольствия от удивительных открытий в мире природных явлений, желание запечатлеть свои наблюдения в художественных образах, проявляя при этом творческое мышление. Эти образы попытаться описать словами, сочинив про них маленькие сказки, песенки, подобрать музыкальные характеристики. |
4. |
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
(Музыкальный руководитель: артик.гимнастика, дыхательные упражнения; Воспитатель по физ.: дыхательные упражнения, моторика; Воспитатель по ИЗО: мелкая моторика, разбор творческих работ - эмоциональное восприятие ребенка своей работы, его ощущения, переживания; Педагог-психолог: дыхательная гимнастика, мелкая моторика; Учитель-логопед: артик.гимнастика, дыхательная гимнастика, мелкая моторика) |
- развитие слухового внимания; - формирование правильного звукопроизношения; - выработка правильного речевого дыхания; - умелое использование компонентов интонационной выразительности. Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям: 1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты - фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи); 2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.). * развитие мелкой моторики пальцев рук
|
5. |
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
Дети должны слышать интонационно насыщенный, фонематически четкий текст и получить доступные возрасту лексические разъяснения, причем неоднократно. -рассказывание по ролям, -проигрывание-мини спектаклей, - прием неправильной демонстрации. (Воспитатели групп, учитель-логопед, педагог-психолог) |
Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: - формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений (искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты, это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему); - развитие литературной речи (разучивание стихов, пересказ, драматизация и другие виды работы с детьми способствуют развитию литературной речи); - приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса (детский сад знакомит детей с лучшими образцами художественных произведений, таким образом, решая комплекс взаимосвязанных задач нравственного и умственного характера).
|
6. |
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (Воспитатели групп, учитель-логопед) |
- Ознакомление детей со словом – вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи. - Ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы из речи. - Ознакомление со словесным составом предложения. - Ознакомление со звуковым строением слов - формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смысл о различительной роли фонемы. Научить детей проводить звуковой (фонемный) анализ.
|
Приложение: слайдовая презентация
Учитель-логопед Васильева Е.А.
Поделиться с друзьями: