Птицы Ямала. Конспект подгрупповой интегрированной НОД в подготовительной группе

 

Тема: Птицы Ямала. Звук Р в словах и предложении.

Цель: Автоматизация звука Р в словах и предложении.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

    • Корригировать произношение;
    • Корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
    • Корригировать и развивать слуховое восприятие;
    • Корригировать речевое дыхание;
    • Корригировать и развивать мелкую моторику пальцев рук;
    • Развивать умение согласовывать речь с движением, ритмичность и плавность движений;
    • Развивать внимание, логическое мышление.

Образовательные:

    • Уточнить и расширить словарь по темам «Птицы Ямала»;
    • Уточнить понятия «зимующие » и «перелетные» птицы;
    • Упражнять в умении составлять рассказ по опорным словам и сюжетной картинке, объединять их в рассказ.

Воспитательные:

    • Воспитывать умение слушать ответы товарищей;
    • Формировать навык самоконтроля и самооценки;
    • Воспитывать познавательный интерес к звуковой стороне речи;
    • Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на НОД.

Здоровьесберегающие:

    • Следить за правильной посадкой ребенка;
    • Способствовать созданию благоприятного психологического климата;
    • Чередовать статические и динамические упражнения;
    • Соблюдать режим охраны зрения.

Оборудование:  предметные картинки с изображением птиц (ворона, сорока, воробей, голубь, синица, куропатка, снегирь, дятел, жаворонок, грач, журавль, баклан, гагара); сюжетная картинка: дети кормят птиц; маленькие перышки для дыхательной гимнастики, картинки с изображением крошек и с изображением семян, предметные картинки для составления рассказа (дети, парк, кормушка,  птицы, зима, крошки), смайлики за верно выполненное задание.

Длительность: 30 минут

Количество детей: 2 человека

Ход занятия:

 

Этапы и виды работы на этапе

Деятельность педагогов

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

1

2

3

4

1. Организационный момент – дыхательная гимнастика с перьями.

Педагог предлагает «научить перышки летать» - дуть на перья так, чтобы они оставались на лету как можно дольше

Дети  выполняют упражнение.

Организовать ребенка. Настроить ребенка на занятие.

Способствовать выработке длительной, направленной, плавной воздушной струи.

Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

 

2.1 Актуализация знаний

Педагог рассказывает короткую историю: «В парке, собака и ворона одновременно увидели корочку хлеба, лежащую на траве. Они кинулись к корочке, стараясь опередить друг друга». – Как кричала ворона, пытаясь напугать собаку? – Как рычала собака на ворону?

Уточняется, какой звук они услышали, и характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

Повторение слоговых рядов, игра «повтори за мной».

Дети слушают историю, отвечают на задаваемые вопросы, вспоминают верное произношение звука Р, дают артикуляторно -акустическую характеристику звуку Р. Повторяют вслед за педагогом слоговые ряды.

Актуализировать знания по теме занятия.

Привлечь внимание и вызвать интерес к занятию. Закрепить произношение звука Р в слогах. Воспитывать умение слушать ответы товарищей

2.2 Изучение нового материала. Сообщение темы занятия

Педагог загадывает загадку: «Что за стол среди берез под открытым небом? Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом?»  и демонстрирует детям сюжетную картинку «Дети кормят птиц в кормушке».

- Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? Какой звук повторять?

Педагог проводит беседу по картинке и выясняет у детей, какие птицы прилетели к кормушке (вороны, синицы, воробьи, сороки, дятлы, голуби) и как мы называем этих птиц (зимующие).

– А какие еще птицы живут в наших лесах (куропатки, снегири)?

- Как мы называем птиц, которые прилетают к нам весной?

 Педагог предлагает детям вспомнить перелетных птиц, обитающих на территории Ямала (жаворонок, грач, белый журавль(стерх), гагара, баклан).

Беседа подкрепляется предметными картинками с изображением названных птиц.

 

Дети отгадывают загадку. Отвечают на задаваемые вопросы. Вспоминают названия знакомых птиц и их классификацию.

Определить уровень осведомленности детей по теме «Птицы»;

уточнить и расширить словарь по теме «Птицы Ямала»;

уточнить понятия «зимующие » и «перелетные» птицы; закрепить  навык ответа полным предложением. Воспитывать умение слушать ответы товарищей

2.3 Развитие фонематического восприятия

Педагог предлагает покормить всех птиц, но только тем кормом, в названии которого есть звук Р (зерно, крошки, рыба и т.д.). Затем показывает картинки с изображением семян и зерна и предлагает детям разбить птиц на две группы. Выясняет каким именно образом можно птиц поделить и подводит детей к делению по наличию или отсутствию звука Р в названии птицы.

Дети думают, чем можно покормить птиц, выбирая только те слова, в названии которых встречается звук Р.

Предлагают варианты деления птиц на группы.

Делят птиц на 2 группы по наличию или отсутствию в их названии звука Р.

Развивать фонематическое восприятие. Развивать внимание и логическое мышление. Закрепить  навык ответа полным предложением. Воспитывать умение слушать ответы товарищей

Пальчиковая гимнастика

Прилетайте, птички!

Сала дам синичке.

Приготовлю крошки

 Хлебушка немножко.

 Эти крошки – голубям,

 Эти крошки – воробьям.

 Галки да вороны,

 Ешьте макароны!

 

«зовущие» движения пальцев 4раза,«режущие» движения одной ладони по другой пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев  

 друг о друга

 вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью

 то же – левой рукой

 тереть ладонью о ладонь,

 «катая из хлеба макароны»

 

Развивать мелкую моторику. Закрепить правильное произношение звука Р в предложении.

Динамическая пауза (игровое упражнение на основе фонетической ритмики)

Рослая сорока и робкая ворона, прогнали из гороха хромого носорога.

Попеременно сжимают и разжимают кисти рук на уровне груди (локти смотрят вниз).

Разводят руки в стороны и ритмично хлопают себя по бедрам.

Закрепить правильное произношение звука Р в предложении.

Развивать общую моторику, координировать речь с движением.

2.4 Закрепление изученного материала

Дети по описанию должны найти картинку с нужной птицей и верно назвать ее, четко выговаривая автоматизируемый звук.

 

Дети по описанию выбирают картинку с нужной птицей.

Развивать память, внимание, мышление.

Закрепить словарь по теме «птицы Ямала».

2.5 Развитие связной речи. Составление рассказа по опорным словам (Ира, Рома, парк, кормушка, птицы, зима, мороз, радость, крошки) и картинкам (дети, парк, кормушка,  птицы, зима, крошки).

 

1)Послушайте слова, рассмотрите картинки.

2)Составьте предложения, используя данные слова.

3)Расскажите историю, связав предложения в единый рассказ

Дети слушают опорные слова, разглядывают опорные картинки. Составляют предложения с опорными словами; объединяют предложения в рассказ.

Воспитывать умение слушать ответы товарищей. Упражнять в умении составлять рассказ по опорным словам и сюжетной картинке, объединять их в рассказ.

3.1 Итог занятия

Педагог предлагает вспомнить, что нового дети узнали сегодня, какой звук закрепляли.

Самооценка детей, подсчет смайликов.

 

Дети отвечают на вопросы. Оценивают свою работу на занятии.

Формировать навык самоконтроля и самооценки. Развивать память.

 

3.2 Домашнее задание

Педагог предлагает детям домашнее задание по пройденной теме.

Дети получаю конвертики с геометрическими фигурами, из которых они должны выложить птицу и наклеить ее в тетрадь домашних заданий.

 

Закрепить пройденную тему. Совершенствовать навыки работы с бумагой. Развивать мелкую моторику.