Тема: Птицы Ямала. Звук Р в словах и предложении.
Цель: Автоматизация звука Р в словах и предложении.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- Корригировать произношение;
- Корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
- Корригировать и развивать слуховое восприятие;
- Корригировать речевое дыхание;
- Корригировать и развивать мелкую моторику пальцев рук;
- Развивать умение согласовывать речь с движением, ритмичность и плавность движений;
- Развивать внимание, логическое мышление.
Образовательные:
- Уточнить и расширить словарь по темам «Птицы Ямала»;
- Уточнить понятия «зимующие » и «перелетные» птицы;
- Упражнять в умении составлять рассказ по опорным словам и сюжетной картинке, объединять их в рассказ.
Воспитательные:
- Воспитывать умение слушать ответы товарищей;
- Формировать навык самоконтроля и самооценки;
- Воспитывать познавательный интерес к звуковой стороне речи;
- Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на НОД.
Здоровьесберегающие:
- Следить за правильной посадкой ребенка;
- Способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- Чередовать статические и динамические упражнения;
- Соблюдать режим охраны зрения.
Оборудование: предметные картинки с изображением птиц (ворона, сорока, воробей, голубь, синица, куропатка, снегирь, дятел, жаворонок, грач, журавль, баклан, гагара); сюжетная картинка: дети кормят птиц; маленькие перышки для дыхательной гимнастики, картинки с изображением крошек и с изображением семян, предметные картинки для составления рассказа (дети, парк, кормушка, птицы, зима, крошки), смайлики за верно выполненное задание.
Длительность: 30 минут
Количество детей: 2 человека
Ход занятия:
Этапы и виды работы на этапе |
Деятельность педагогов |
Деятельность ребенка |
Какие задачи решались в ходе выполнения заданий |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Организационный момент – дыхательная гимнастика с перьями. |
Педагог предлагает «научить перышки летать» - дуть на перья так, чтобы они оставались на лету как можно дольше |
Дети выполняют упражнение. |
Организовать ребенка. Настроить ребенка на занятие. Способствовать выработке длительной, направленной, плавной воздушной струи. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
|
2.1 Актуализация знаний |
Педагог рассказывает короткую историю: «В парке, собака и ворона одновременно увидели корочку хлеба, лежащую на траве. Они кинулись к корочке, стараясь опередить друг друга». – Как кричала ворона, пытаясь напугать собаку? – Как рычала собака на ворону? Уточняется, какой звук они услышали, и характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Повторение слоговых рядов, игра «повтори за мной». |
Дети слушают историю, отвечают на задаваемые вопросы, вспоминают верное произношение звука Р, дают артикуляторно -акустическую характеристику звуку Р. Повторяют вслед за педагогом слоговые ряды. |
Актуализировать знания по теме занятия. Привлечь внимание и вызвать интерес к занятию. Закрепить произношение звука Р в слогах. Воспитывать умение слушать ответы товарищей |
2.2 Изучение нового материала. Сообщение темы занятия |
Педагог загадывает загадку: «Что за стол среди берез под открытым небом? Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом?» и демонстрирует детям сюжетную картинку «Дети кормят птиц в кормушке». - Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? Какой звук повторять? Педагог проводит беседу по картинке и выясняет у детей, какие птицы прилетели к кормушке (вороны, синицы, воробьи, сороки, дятлы, голуби) и как мы называем этих птиц (зимующие). – А какие еще птицы живут в наших лесах (куропатки, снегири)? - Как мы называем птиц, которые прилетают к нам весной? Педагог предлагает детям вспомнить перелетных птиц, обитающих на территории Ямала (жаворонок, грач, белый журавль(стерх), гагара, баклан). Беседа подкрепляется предметными картинками с изображением названных птиц.
|
Дети отгадывают загадку. Отвечают на задаваемые вопросы. Вспоминают названия знакомых птиц и их классификацию. |
Определить уровень осведомленности детей по теме «Птицы»; уточнить и расширить словарь по теме «Птицы Ямала»; уточнить понятия «зимующие » и «перелетные» птицы; закрепить навык ответа полным предложением. Воспитывать умение слушать ответы товарищей |
2.3 Развитие фонематического восприятия |
Педагог предлагает покормить всех птиц, но только тем кормом, в названии которого есть звук Р (зерно, крошки, рыба и т.д.). Затем показывает картинки с изображением семян и зерна и предлагает детям разбить птиц на две группы. Выясняет каким именно образом можно птиц поделить и подводит детей к делению по наличию или отсутствию звука Р в названии птицы. |
Дети думают, чем можно покормить птиц, выбирая только те слова, в названии которых встречается звук Р. Предлагают варианты деления птиц на группы. Делят птиц на 2 группы по наличию или отсутствию в их названии звука Р. |
Развивать фонематическое восприятие. Развивать внимание и логическое мышление. Закрепить навык ответа полным предложением. Воспитывать умение слушать ответы товарищей |
Пальчиковая гимнастика |
Прилетайте, птички! Сала дам синичке. Приготовлю крошки Хлебушка немножко. Эти крошки – голубям, Эти крошки – воробьям. Галки да вороны, Ешьте макароны!
|
«зовущие» движения пальцев 4раза,«режущие» движения одной ладони по другой пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью то же – левой рукой тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»
|
Развивать мелкую моторику. Закрепить правильное произношение звука Р в предложении. |
Динамическая пауза (игровое упражнение на основе фонетической ритмики) |
Рослая сорока и робкая ворона, прогнали из гороха хромого носорога. |
Попеременно сжимают и разжимают кисти рук на уровне груди (локти смотрят вниз). Разводят руки в стороны и ритмично хлопают себя по бедрам. |
Закрепить правильное произношение звука Р в предложении. Развивать общую моторику, координировать речь с движением. |
2.4 Закрепление изученного материала |
Дети по описанию должны найти картинку с нужной птицей и верно назвать ее, четко выговаривая автоматизируемый звук.
|
Дети по описанию выбирают картинку с нужной птицей. |
Развивать память, внимание, мышление. Закрепить словарь по теме «птицы Ямала». |
2.5 Развитие связной речи. Составление рассказа по опорным словам (Ира, Рома, парк, кормушка, птицы, зима, мороз, радость, крошки) и картинкам (дети, парк, кормушка, птицы, зима, крошки).
|
1)Послушайте слова, рассмотрите картинки. 2)Составьте предложения, используя данные слова. 3)Расскажите историю, связав предложения в единый рассказ |
Дети слушают опорные слова, разглядывают опорные картинки. Составляют предложения с опорными словами; объединяют предложения в рассказ. |
Воспитывать умение слушать ответы товарищей. Упражнять в умении составлять рассказ по опорным словам и сюжетной картинке, объединять их в рассказ. |
3.1 Итог занятия |
Педагог предлагает вспомнить, что нового дети узнали сегодня, какой звук закрепляли. Самооценка детей, подсчет смайликов.
|
Дети отвечают на вопросы. Оценивают свою работу на занятии. |
Формировать навык самоконтроля и самооценки. Развивать память.
|
3.2 Домашнее задание |
Педагог предлагает детям домашнее задание по пройденной теме. |
Дети получаю конвертики с геометрическими фигурами, из которых они должны выложить птицу и наклеить ее в тетрадь домашних заданий.
|
Закрепить пройденную тему. Совершенствовать навыки работы с бумагой. Развивать мелкую моторику. |
Поделиться с друзьями: