Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

 

Сохранением и укреплением здоровья детей занимались во все времена. Вопрос сохранения здоровья всегда стоял очень остро. Недаром складывались пословицы и поговорки о ценности здоровья: «Здоровье – есть богатство», «Ум да здоровье всего дороже», «Здоров будешь, все добудешь». И в настоящее время, проблема сохранения здоровья детей остаётся актуальной, а поиски новых приемов и методов укрепления здоровья становятся приоритетным направлением в работе медицинских и педагогических работников.

Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Здоровье ребенка зависит от многих факторов: это и состояние окружающей среды, условия жизни, в которых протекала беременность будущей мамы, это здоровье родителей, условия жизни ребенка, условия его воспитания и обучения.

Ямало-Ненецкий автономный округ - территория Крайнего Севера, с экстремальными климатическими условиями, резкими колебаниями температуры и атмосферного давления, кислородным голоданием, недостаточной солнечной активностью. Все эти неблагоприятные факторы неизбежно ведут к ослаблению здоровья проживающих здесь людей, а особенно - детей, оказывая негативное влияние на их физическое и психическое развитие. По определению ВОЗ, здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей – задача, как родителей, так и образовательных учреждений, которое посещает ребенок. В МБОУ «Прогимназия «Эврика», основываясь на результатах диагностики состояния здоровья детей, их индивидуальных особенностях, создаются благоприятные условия для решения этих задач.

Актуальность. По данным медицинской статистики, в нашем округе, с каждым годом увеличивается число детей с различной патологией со стороны сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, слуха, зрения, со стороны нервной системы, органов опорно-двигательного аппарата. Уже на протяжении достаточно длительного периода времени педагоги и медицинские специалисты отмечают значительное увеличение количества детей с различной речевой патологией.

За последние три года отмечается рост тяжелых речевых нарушений (далее ТНР) у детей дошкольного возраста, в том числе, посещающих группы общеразвивающей направленности (см. диаграмма 1). Работа с данной категорией детей должна проводиться в условиях логопедической группы, но в нашем учреждении коррекционная работа проводится в условиях логопедического пункта.

Диаграмма 1.

 

Практическая значимость. Организуя работу с такими детьми, для максимального раскрытия потенциальных возможностей ребенка и коррекции имеющихся нарушений, возникла необходимость внедрения здоровьесберегающих технологий, так как использование традиционных методик коррекционной работы недостаточно.

Как мы можем охарактеризовать детей с тяжелой речевой патологией? 

Как правило, это дети с неврологической симптоматикой, вследствие органического поражения ЦНС, с нестабильным психоэмоциональным состоянием, низкой работоспособностью и быстрой утомляемостью; симптомами двигательных расстройств, нарушением объема, переключаемости и координации движений; отклонениями в формировании, развитии и протекании психических процессов – памяти, внимания, своеобразие мышления. 

Работа с этими детьми требует иного подхода, иных приемов и методов, иных средств коррекционного воздействия, применяемых как по отдельности, так и в комплексе, с учетом принципа дифференцированного подхода.

Именно поэтому я определяю в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности здоровьесберегающий аспект коррекционно-образовательного процесса.

Перспективность. Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с физическими индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно-развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

Здоровьесберегающие технологии — это инструмент реализации профилактических мероприятий, нацеленных на сбережение, поддержание и обогащение ресурса здоровья воспитанников дошкольных образовательных организаций.

Цель — сохранение здоровья и совершенствование двигательных возможностей воспитанников с учётом индивидуальных потребностей и способностей, формирование ответственности за своё здоровье у детей, родителей, воспитателей.

Каким образом я применяю здоровьесберегающие технологии в своей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи?

Важной составляющей, неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы логопеда, является артикуляционная гимнастика. Она позволяет укрепить органы артикуляции, участвующие в порождении звуков речи и голоса, развить их силу, подвижность и взаимодействие. Любые нарушения в работе и строении органов артикуляции, ведут за собой проблемы в формировании и развитии речи. Поэтому артикуляционной гимнастике отводится особая роль.

Особый акцент хочется сделать на применении биоэнергопластики – соединение артикуляционной гимнастики с движениями кисти рук. Согласно исследованиям ученых, около трети от площади коры головного мозга, расположенной рядом с речевой зоной, отвечает за движения кисти руки. Развивая пальцевую моторику, мы способствуем развитию и совершенствованию речевой функции. Поэтому, соединяя артикуляционные упражнения с движениями рук, мы повышаем эффективность коррекционной работы, стимулируем развитие психических процессов, усиливаем интеллектуальную деятельность.

В ходе наблюдений отмечается положительная мотивация у детей к выполнению упражнений артикуляционной гимнастики, сопровождаемой движениями рук. С помощью биоэнергопластики можно рассказывать сказки про Язычок, также адаптировать и другие детские сказки. Движения можно придумать самой или предложить рассказать сказку с помощью языка и рук ребенку (Например, артикуляционное упражнение «Лягушка», когда губы растянуты в улыбке и видны все зубки, сопровождаем движением пальцев рук, разводя их в стороны – «как лапки у лягушки»; упражнение «Хоботок» дополняем «соединением» всех пальцев руки в щепотку. И т.д.).

Кроме того, применение на коррекционных занятиях биоэнергопластики, позволяет эффективно и экономно распределять время работы с ребенком, так как одновременно с артикуляционной, мы выполняем и пальчиковую гимнастику.

Дополнительно, для развития ручного праксиса, применяю массаж и самомассаж кистей рук: прищепочный массаж, су-джок (с использованием массажных су-джок мячей и колец), массаж карандашами.

Интересен массаж фольгой: предлагаю ребенку смять лист пищевой фольги в тугой комок, покатать его между ладошками, превращая в шарик, и закинуть в «корзину». Дети активно включаются в выполнение этого упражнения, соревнуются, кто быстрее сделает определенное количество шариков, кто больше закинет шариков в корзину.

Также для массажа и самомассажа кистей рук использую силиконовые варежки-прихватки с ребристой поверхностью. С их помощью ребенок самостоятельно может помассировать каждый пальчик по отдельности и ладошку. Можно предложить ребенку надеть эти варежки и собрать мелкие игрушки в корзинку или коробочку. При всей своей кажущейся простоте, упражнение достаточно сложное, так как ребенку предстоит не только захватить мелкий предмет, но и удержать его.

Нравится детям пластилиновая мозаика. Предлагаю детям украсить пластилиновыми «бусинами» заранее подготовленный шаблон. Ребенку необходимо оторвать от бруска небольшое количество пластилина и скатать маленький шарик, который затем приклеить на картинку.

Также использую сухой бассейн, упражнения с трафаретами и звуковыми дорожками, которые объединяют в себе развитие графических навыков с одновременным произнесением закрепляемого звука.

Неоценимая роль в укреплении и сохранении здоровья детей принадлежит дыхательной гимнастике. «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют, потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому - и болезнь отступит» (Стрельникова А.Н.). Речевое дыхание отличается от физиологического. Для того, чтобы ребенка научить правильно дышать, необходимо выполнять дыхательную гимнастику. На своих занятиях дыхательные упражнения провожу в игровой форме, с использованием различных приспособлений (вертушки, дудочки, дразнилки, цветочки, разноцветные перышки и листья и т.п.).

В основном все используемые в логопедической практике техники, сочетают в себе движение и речь. Но наибольший эмоциональный отклик у детей вызывает логоритмика, которая объединяет в себе движение, речь и музыку. Вся жизнь человека подчинена ритму, поэтому коррекционную работу необходимо строить на развитии чувства ритма, формировать речь на основе ритма. Разработанный, совместно с музыкальным руководителем, проект по развитию чувства ритма у детей «Волшебство логоритмики», где подобраны специальные упражнения, развивающие у детей музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений, способствует решению многих коррекционных задач:

  • активизация высшей психической деятельности через развитие зрительного и слухового внимания;
  • увеличение объема памяти;
  • развитие артикуляционного аппарата;
  • формирование двигательных навыков;
  • развитие плавного дыхания;
  • повышение чувства уверенности в себе;
  • формирование коммуникативных качеств;
  • развитие творческих способностей;
  • воспитание нравственно-этических и эстетических чувств;
  • совершенствование пространственных представлений;
  • обогащение и активизация лексического запаса;
  • формирование слоговой структуры слова.

Все это особенно важно при работе с детьми с тяжелой речевой патологией.

При невозможности организации совместных с музыкальным руководителем занятий по логоритмике, можно использовать ее элементы на коррекционных занятиях в условиях логопункта.

В своей работе, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, от речевых нарушений, помимо описанных выше здоровьесберегающих технологий, применяю фонетическую ритмику, тесно связанную с дыхательной гимнастикой, кинезиологические упражнения, динамические паузы.

Практика показала, что использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ТНР повышает эффективность логопедического коррекционного воздействия. Данные методы являются продуктивными. Их применение целесообразно на всех этапах логопедической работы. Таким образом, здоровьесберегающие технологии позволяют создавать лучшие условия для коррекции тяжелых речевых нарушений.

 

Список литературы:

  1. «Здоровье». Материал из Википедии. Электронный ресурс https://ru.wikipedia.org/wiki/Здоровье;
  2. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». Электронный ресурс.   https://studfiles.net/preview/3915093/;
  1. Роменская И.М. «Биоэнергопластика. Использование инновационных приемов при проведении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста». Электронный ресурс. http://logoportal.ru/bioenergoplastika/.html

 

 

 

Приложение: слайдовая презентация