Семинар с родителями

«Развитие речи дошкольников, с

помощью интерактивного метода «Сторителлинг»

  

      В современном мире остро стоит проблема живого общения.  Развитие научно-технического прогресса повлияло на стиль и способы коммуникации. Все больше времени мы проводим в мобильных телефонах, планшетах, компьютерах, заменяя непосредственное общение «глаза в глаза» виртуальным…

 

        Обсуждение с родителями возможных причин данной проблемы.

    Обилие гаджетов, отсутствие живого речевого общения, отсутствие свободного времени у нас, взрослых, приводит к весьма печальным последствиям не только для физического здоровья ребёнка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития. Первое из них – отставание в развитии речи. К сожалению, число детей, нуждающихся в помощи логопеда, постоянно увеличивается, а тяжесть речевых нарушений возрастает. Как показали специальные исследования, за 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в шесть раз!

    Обратите внимание на слайд: сделаем некий фотовзгляд на деятельность детей недавнего прошлого и современности. Давайте сравним, чем были заняты дети тогда и сейчас.


         Совместное обсуждение с родителями деятельности детей.

     Освобождая для себя время и силы, «спасая» ребенка от скуки мы, взрослые, занимаем его внимание электронными устройствами, разнообразными приспособлениями, «развивалками» и «отвлекалками». Маленький ребенок лишается самого ценного – живого общения со своими близкими. Если ребенок не будет получать ярких впечатлений, ему не будут созданы условия для передвижения и общения, то он не научится выстраивать отношения, договариваться, не сможет выразить свои просьбы и желания.

    Бесспорно, электронные устройства уже стали неотъемлемой частью нашей реальности. Но  они не должны вытеснять другие виды деятельности. Необходимо показать и научить ребенка получать радость и удовольствие от общения с другими детьми, от процесса придумывания игр и веселых занятий, от узнавания чего-то нового.

    Совсем недавно я обратила своё внимание на новый интерактивный метод - «сторителлинг», который вызвал огромный интерес у моих воспитанников. Он помогает не только развивать речь ребёнка, но и раскрывает его творческие способности, познавательный интерес. Все мы, так или иначе, сторителлинг используем. Встречали ли вы раньше этот термин?

          Ответы родителей.

          Познакомимся с ним поближе.

 

    Термин «сторителлинг» возник от английского слова и в переводе означает «рассказывание историй». В русском языке этому термину имеется синоним – «сказительство» - искусство увлекательного рассказа.  

          Выделяют три вида сторителлинга: классический, активный, цифровой.

      В классическом сторителлинге реальная ситуация или вымышленная история рассказывается самим взрослым. Дети только слушают и воспринимают информацию.

       В цифровом сторителлинге - рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, инфографика).

     В активном сторителлинге слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.

 

    У каждой игры в сторителлинге есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Чтобы детям было интереснее играть, можно предложить им превратиться в «Сказочников» или «Ученых».

   При составлении рассказа необходимо соблюдать структуру историй сторителлинга, которую вы видите на экране.

    1. Вступление.

     Начать рассказ нужно интересно, можно предложить детям вспомнить начало сказок:

       -  Однажды, много лет назад…

       -  В некотором царстве, в некотором государстве…

       -  Когда-то давным-давно…

       -  Жили-были…

       -  Случилось это в одном городке…

    2. Развитие события

       -  Описание главного героя истории:

       -  Где он живет, что делает?

       -  Что произошло с героем?

       -  Кого он встретил или что нашел?

       -  Что он планирует с этим делать?

    3. Кульминация.

   Появляется разрешение поставленной проблемы. Тайна раскрыта. В конечном итоге находится решение, и этот ответ, как правило, совсем не тот, которого мы ожидали.

    4. Заключение.

   Краткое заключение, которое подытоживает рассказ одним предложением.

    Прежде чем мы будем учиться придумывать истории, предлагаю вам потренироваться и по очереди закончить предложения, представленные на слайде.

 

    Незаконченные предложения помогают нам запустить фантазию и служат основой для придумывания новых историй.

    Одной из игр активного сторителлинга, которая пользуется большим интересом у детей, является игра с «Кубиками историй».

 

          Изначально игра была предназначена для взрослых (из-за сложности картинок), но она адаптирована и к детскому саду. Игра состоит из 9 кубиков, 54 картинки, которые погружают в мир фантазий и приключений.

Историю можно составлять без определённой темы.

    Правила игры:

    1. Договориться, кто начинает первым, кто продолжает, кто заканчивает.

    2. Первый игрок достаёт кубик, бросает его.

    3. В зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать историю.

   4. Последующие игроки совершают такое же действие и продолжают историю, не теряя нить повествования.

   5. Начать можно со слов «Однажды...», «Когда-то давным-давно…», «В некотором царстве, в некотором государстве...»

     Перед вами на столе кубики. На экране структура истории и правила игры. Ознакомьтесь сними, пожалуйста. Предлагаю всем вместе, составить свою историю, при помощи кубиков. Позвольте, я начну, а вы продолжите историю?

         Родители бросают кубики и составляют историю. Содержание истории зависит от воображения и фантазии рассказчика. Она может начинаться и заканчиваться, так как посчитает нужным составитель, поэтому в сторителлинге нет неправильных историй.

         Интересная получилась история. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями. Возможно ли играть с кубиками дома? А кто может играть в эту игру? Что можно развивать с помощью кубиков историй? Чему будет способствовать эта игра, если играть в нее всей семьей? (общение, сплочение, фантазия, совместная деятельность).

          В своей работе учителя-логопеда я использую кубики в коррекции речевых нарушений.

     Показываю кубики. Например, для закрепления нужного звука в речи и для закрепления умения выделять этот звук среди других и не смешивать их друг с другом.

 

        Его можно применять при автоматизации звуков.  Для этого используется набор карточек с картинками, в названии которых присутствует автоматизируемый звук в начале, в середине или в конце слова. При составлении рассказа ребёнок будет закреплять в речи тот звук, который требует автоматизации и самоконтроля. 

      Также, можно подобрать набор карточек для дифференциации звуков. В таком виде игры у детей развивается ещё один компонент речи -  фонематический слух. Определив позицию звуков в словах (начало, середина, конец), и расставив кубики в соответствующей последовательности, исходя из позиции звука, составляется рассказ.

    Разделитесь, пожалуйста, на две команды. Я предлагаю вам еще одну игру «Знакомые истории шиворот-навыворот»

 

     Перед вами сюжетные картинки к известным сказкам. Суть игры состоит в том, что вам необходимо рассказать сказку в другом жанре (комедия, трагедия, триллер, драма и мелодрама, фантастика, вестерн, боевик, детектив, фантасмагория и другие).

      - Какая у вас сказка?

      - Курочка ряба.

      - Вы рассказываете свою сказку в жанре комедии.

      - У вас сказка репка. Вы рассказываете ее в жанре трагедии.

     Мы все знаем последовательность событий в этих сказках. Но вы можете представить их так, как посчитаете нужным. Рассказать историю может как один человек из команды, так и несколько, предварительно распределив роли.

     Время на подготовку 1 минута.

     Родители рассказывают сказки по картинкам.

     Другой вариант этой игры – озвучить фрагмент мультфильма.

     Скажите, пожалуйста, в чем была трудность при выполнении этого задания? Легко ли вам было принять чужую точку зрения, согласиться с ней/ договариваться? Смогли ли вы отстоять свою точку зрения? На ваш взгляд, интересна ли будет данная игра детям? Как еще мы могли бы ее проиграть?


 

         Сторителлинг многогранный метод. Используя его, мы можем развивать различные умения.

          А на ваш взгляд, уважаемые родители, чему могут научиться наши дети, если мы будем использовать этот метод? Чем он был вам полезен? Хотели ли бы вы попробовать данный метод с вашими детьми?

     Каждый ребенок рассказывает историю с позиции своего жизненного опыта, наделяет героев истории своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами.

   Сочиняя, дети «проживают» истории, приобретают способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах: раскрепощает застенчивых, делает робких - смелыми, молчаливых - разговорчивыми и повышает настроение, потому что сочинять истории - это не только полезно, но еще и очень увлекательно!

         Сегодня, когда приду домой, я….

         После сегодняшнего обсуждения/встречи/общения мне бы хотелось…

         Когда мы соберемся вечером всей семьей…

         Я была бы рада, если бы…

 

      Я благодарю вас за внимание и делюсь информационными буклетами, где вы найдете находки для ваших будущих историй. Буклет