Комплекс упражнений для растягивания подъязычной связки

(Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи)

 

Маляр

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счёт до восьми.

Я сегодня утром встал

И посёлок не узнал:

Каждый столб и каждый дом

Был покрашен маляром.

Если хочешь жить, как в сказке,

Позови на помощь краски!

 

Лошадка

Улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.

Я – весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

 

Грибок

Улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к нёбу, предложите ребёнку медленно пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу.

Под берёзой, у дорожки

Гриб растёт на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем,

Гриб в лукошко мы положим.

 

Гармошка

Улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к нёбу (смотри упражнение «Грибок»). Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка. Повторить 4-5 раз.

Ну-ка, рот пошире, крошки.

Поиграем на гармошке!

Язычок не отпускаем,

Только ротик открываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам нетрудно повторять!

 

Дятел

Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: «д-д-д…». Выполнять 10-20 секунд сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал.

Дятел на стволе сидит,

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук да стук

Раздаётся громкий звук.

 

Качели

Улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» – опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» – поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

 

Футбол

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики».

Во дворе народ толпится.

Там идёт футбольный матч.

И вратарь наш, Генка Спицын,

Пропустить не должен мяч.

Потому что наблюдает

За игрою из окна Катерина.

Всякий знает:

Генке нравится она.

 

Грибок (с элементами самомассажа)

Ребенок выполняет упражнение «Грибок», и сам «перетирает уздечку большим и указательным пальцами руки».

Язычок грибочком я приподниму

И уздечку пальчиками

Хорошенько перетру.