Правила проведения домашних логопедических занятий
Для того, чтобы как можно быстрее и лучше скорректировать речевые нарушения у детей, необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. В чем же оно заключается? Особое значение отводится домашнему заданию. Родители, используя предложенный логопедом материал, получают возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении, то есть в повседневной жизни.
Для более легкого и эффективного выполнения логопедических домашних заданий, необходимо соблюдать несложные правила:
- Первое и основное правило - все задания выполняйте в игровой форме, так как в дошкольном возрасте это ведущий вид деятельности.
- Обращайте внимание на самочувствие ребенка. Если ребенок недомогает или сильно устал, лучше отложить занятие.
- Занимайтесь ежедневно. Длительность занятия 15 – 20 минут.
- Начинайте домашние задания с артикуляционной гимнастики, гимнастики для пальчиков. Гимнастику нужно проводить 2 – 3 минуты, количество упражнений 3 – 5, обязательно перед зеркалом.
- Хвалите ребенка за любой самый маленький успех.
- Не критикуйте ребенка, не предъявляйте претензий («Ну что ты даже этого сделать не можешь!»).
- Пользуйтесь наглядным материалом.
- Разговаривайте с ребёнком чётко, повернувшись к нему лицом; пусть он видит и запоминает движения ваших губ.
- Учите ребенка вслушиваться в речь окружающих, находить определенные звуки в словах, предложениях.
- Везде контролируйте поставленные звуки в речи ребенка, дети не всегда слышат свои дефекты.
- Больше заучивайте стихов, учите пересказывать содержание текста.
- Выполняйте все рекомендации логопеда.
- Как можно чаще читайте ребенку, обсуждайте прочитанное; делитесь впечатлениями, мыслями. Просто общайтесь!
Что же включают в себя логопедические домашние задания?
- Артикуляционная гимнастика: позволяет подготовить артикуляционный аппарат к постановке отсутствующего звука.
- Упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка).
- Задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко — слогового анализа и синтеза.
- Игры и упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи, направленные на обогащение пассивного словаря, на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.
- Задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без; это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов.
- Задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты.
Поделиться с друзьями: