Правила проведения домашних логопедических занятий

 

Для того, чтобы как можно быстрее и лучше скорректировать речевые нарушения у детей, необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. В чем же оно заключается? Особое значение отводится домашнему заданию. Родители, используя предложенный логопедом материал, получают возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении, то есть в повседневной жизни.

Для более легкого и эффективного выполнения логопедических домашних заданий, необходимо соблюдать несложные правила:

  1. Первое и основное правило - все задания выполняйте в игровой форме, так как в дошкольном возрасте это ведущий вид деятельности.
  2. Обращайте внимание на самочувствие ребенка. Если ребенок недомогает или сильно устал, лучше отложить занятие.
  3. Занимайтесь ежедневно. Длительность занятия 15 – 20 минут.
  4. Начинайте домашние задания с артикуляционной гимнастики, гимнастики для пальчиков. Гимнастику нужно проводить 2 – 3 минуты, количество упражнений 3 – 5, обязательно перед зеркалом.
  5. Хвалите ребенка за любой самый маленький успех.
  6. Не критикуйте ребенка, не предъявляйте претензий («Ну что ты даже этого сделать не можешь!»).
  7. Пользуйтесь наглядным материалом.
  8. Разговаривайте с ребёнком чётко, повернувшись к нему лицом; пусть он видит и запоминает движения ваших губ.
  9. Учите ребенка вслушиваться в речь окружающих, находить определенные звуки в словах, предложениях.
  10. Везде контролируйте поставленные звуки в речи ребенка, дети не всегда слышат свои дефекты.
  11. Больше заучивайте стихов, учите пересказывать содержание текста.
  12. Выполняйте все рекомендации логопеда.
  13. Как можно чаще читайте ребенку, обсуждайте прочитанное; делитесь впечатлениями, мыслями. Просто общайтесь!

 Что же включают в себя логопедические домашние задания?

  1. Артикуляционная гимнастика: позволяет подготовить артикуляционный аппарат к постановке отсутствующего звука.
  2. Упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка).
  3. Задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко — слогового анализа и синтеза.
  4. Игры и упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи, направленные на обогащение пассивного словаря, на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.
  5. Задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без; это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов.
  6. Задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты.