Тема: В королевстве стеклянных звуков"
Цель: Развитие и коррекция музыкальных способностей, двигательной и речевой сферы с использованием музыкально-игровых упражнений.
Задачи:
Коррекционно-развивающие задачи.
- Развивать фонематические процессы, слуховое внимание.
- Корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением.
- Корригировать и развивать слуховое восприятие.
- Корригировать и развивать общую и мелкую моторику.
- Развивать умение согласовывать речь с движением, ритмичность и плавность движений.
- Развивать тембровый слух, чувство ритма, ассоциативное мышление, воображение.
- Развивать способности к индивидуальному и коллективному исполнению.
Образовательные задачи.
- Упражнять в умении составлять логически связные высказывания, обосновывать свою точку зрения.
- Учить составлять произвольные композиции из стекла (с предметами из стекла и музыкальными инструментами), пользоваться тихой динамикой.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение слушать ответы товарищей.
- Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности (танцы, пение, ритмика, нотная грамота, игра на инструментах).
- Формировать навык самоконтроля и самооценки.
- Воспитывать познавательный интерес к звучанию различных предметов из стекла и музыкальных инструментов.
- Побуждать к импровизации, привлечению фантазии в индивидуальное исполнение, создание мотивации к творчеству.
- Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на НОД.
Здоровьесберегающие:
- Следить за правильной осанкой ребенка.
- Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
- Чередовать статические и динамические упражнения.
- Соблюдать режим охраны зрения.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое (музыкальное) развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Методы и приемы:
Наглядный (различные предметы из стекла и хрусталя);
Словесный (совместная речевая деятельность);
Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы);
Практический (выполнение заданий, упражнений).
Предварительная работа: знакомство с речевыми и неречевыми звуками, разучивание песен "Солнечные зайчики" муз. Г.Чебакова, "Стыдно ссориться друзьям" муз. Макшанцевой.
Длительность: 30 минут
Количество детей: 10 человек
Материал: детские музыкальные инструменты (треугольники разных размеров, колокольчики, металлические палочки, металлофон); стеклянные и хрустальные бокалы, вазочки, салатники, стеклянные баночки, бутылки разной величины, сосуд с водой; Чайковский "Танец феи Драже"; Моцарт "40 симфония" (1-я часть, отрывок).
Место проведения: музыкальный зал
Ход занятия:
1. Организационной момент.
Дети под музыку заходят в зал. Музыкальный руководитель (М.Р.) встречает детей. Дети под музыку приветствуют друг друга и музыкального руководителя и занимают свои места на стульчиках.
М.Р. :
Лунной ночью, слышишь, мама? -
Звуки водят хоровод.
В нашем старом фортепиано Фея Музыки живет,
То в веселой польке скачет, то задумчиво замрет.
В каждом смехе, в каждом плаче Фея Музыки живет.
Разбиваются сосульки о весенний звонкий лед.
В каждом вздохе, в каждом звуке Фея Музыки живет!
2. Основная часть.
Звучит отрывок из "40 симфонии" Моцарта. В зал входит Фея музыки (учитель –логопед).
Фея: Здравствуйте, мои старые, добрые друзья, я очень рада новой встрече с вами. Сегодня я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в Стеклянное королевство. Как вы думаете, почему оно так называется?
Дети: ответы – рассуждения на вопрос.
Фея: На минутку закройте глаза и послушайте какие красивые, волшебные звуки раздаются оттуда (звон стеклянных стаканов, провести металлической палочкой по стеклянным бутылкам и т.д.). Что вы услышали?
Дети: ответы – рассуждения на вопрос.
М.Р.:В стеклянном королевстве живут очень нежные, хрупкие, капризные звуки: с ними надо быть очень осторожными.
Два стакана за обедом меж собой вели беседу:
"Голосок наш легкий, звонкий, ледяной и очень колкий.
С легкостью летящий, хрупкий и блестящий".
М.Р.: Сейчас, ребята, я предлагаю вам самим извлечь звуки. Помните, что стеклянные предметы очень хрупкие, поэтому играть нужно тихо, нежно, ласково.
Фея: Среди стеклянных звуков есть королевские особы - это звуки хрустальные. Послушайте. (Фея легко ударяет хрустальными предметами друг о друга). Что вы можете сказать про эти звуки?
Дети: ответы – рассуждения на вопрос.
Фея: Их нежные, переливистые голоса так красивы, что их хочется слушать долго-долго. Кажется, что рождаются они из тишины и создают нежный, волшебный колорит.
(Предложить детям извлечь хрустальные звуки с помощью палочек или, слегка ударяя друг о друга).
М.Р.: Недавно мы выучили песню "Солнечные зайчики". Расскажите, как звучит эта песня, какой у нее характер?
Дети: Она звучит весело, легко, игриво и непринужденно.
М.Р.: Давайте исполним ее, а помогут нам в этом стеклянные предметы.
Дети поют песню "Солнечные зайчики" муз. Г.Чебакова. На проигрыш играют на стеклянных инструментах.
Фея:
Поссорились чашка и блюдце, сейчас они разобьются,
Скоро на кухне на полке будут лежать осколки.
И ты не ссорься напрасно - помни, ведь это опасно.
М.Р.: А мы и не будем ссориться, правда, ребята? Давайте-ка лучше споем нашу любимую песню.
Дети исполняют песню "Стыдно ссориться друзьям" муз. Макшанцевой.
Фея: Как вы думаете, а почему не делают музыкальные инструменты из стекла?
Дети: Музыкальные инструменты не делают из стекла, потому что оно очень хрупкое.
М.Р.: Стеклянные звуки переселились в некоторые металлические инструменты, звук у которых тонкий, переливающийся (М.Р. играет на колокольчике, треугольнике маленького размера, металлофоне).
М.Р.: Предлагаю вам украсить пьесу Моцарта "Колокольчики звенят" при помощи маленьких колокольчиков и хрустальных бокалов.
Фея: Мне по секрету сказали, что некоторые стеклянные предметы могут разговаривать. Давайте попробуем разговорить бутылку.
Дети пытаются выполнить задание. М.Р. и Фея подводят их к тому, что в бутылку надо подуть. Дети дуют в бутылку, извлекая из нее звуки. Делятся впечатлениями.
М.Р.: Ребята, а здесь еще есть банки. Посмотрите на них. Что вы можете про них сказать?
Дети: Банки одинаковые, стеклянные и звучат одинаково.
М.Р.: Кто-то рядом с банками оставил воду. Интересно, для чего?
Дети размышляют. Приходят к выводу, что надо разлить воду по банкам.
М.Р. и Фея разливают воду по банкам в разном количестве, и предлагают детям постучать по банкам, извлекая из них звуки.
Дети выполняют задание, слушают издаваемые звуки и приходят к выводу, что пустые банки звучали одинаково, а банки по-разному наполненные водой отличаются по звучанию.
М.Р.: Банки, по-разному наполненные водой, издают звуки, различающиеся по тембру и высоте.
Фея: Как много интересного мы узнали, путешествуя по улицам и переулкам стеклянного королевства. Давайте вспомним и поговорим, какие же звуки можно услышать здесь?
Дети: Мы слышим звонкие, веселые, легкие, прозрачные и т.п.звуки.
Фея. А какое время года вам напоминают эти звуки?
Дети рассуждают.
М.Р.: В наших краях очень долгая зима, а мы все скучаем по теплу и солнышку. Давайте попробуем хоть на мгновение приблизить весну при помощи предметов и звуков, о которых мы сегодня говорили.
Фея: Пришла весна. Воздух стал чистым и прозрачным (легко ударить бокалы друг о друга). Зажурчали первые ручейки. (Перелить воду из одной емкости в другую). Бежали они по лесным проталинкам и слились в одну большую реку, которая несет свои воды тихо и важно (звуки речи типа "оль", "ень", "блям").
А теперь немного пофантазируем, закроем глаза и подумаем. О чем нам могут рассказать стеклянные звуки. «Солнечный лучик отразился в зеркале, и строгое важное зеркало ответило…».
Дети рассуждают, отвечают на вопрос.
3. Рефлексия.
М.Р.: Нам пора прощаться со Стеклянным королевством. И, напоследок, приглашаю вас на стеклянный бал. Захватите с собой всю свою легкость, грацию и изящество.
Дети выходят в центр зала и, под музыку П.И.Чайковского "Танец Феи Драже", исполняют танцевальную импровизацию.
М.Р. и Фея: Наше увлекательное путешествие подошло к концу. Поделитесь своими впечатлениями от Стеклянного королевства. Что вам показалось необычным? Что нового вы узнали? Что хотели бы повторить еще раз?
Дети отвечают на вопросы.
М.Р. и Фея: До свидания, ребята! До новых встреч!
Поделиться с друзьями: