Конспект по развитию познавательно-исследовательской деятельности на интегрированной НОД с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)

Тема: В королевстве стеклянных звуков" 

 Цель: Развитие и коррекция музыкальных способностей, двигательной и речевой сферы с использованием музыкально-игровых упражнений.

Задачи:

Коррекционно-развивающие задачи.

  • Развивать фонематические процессы, слуховое внимание.
  • Корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением.
  • Корригировать и развивать слуховое восприятие.
  • Корригировать и развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать умение согласовывать речь с движением, ритмичность и плавность движений.
  • Развивать тембровый слух, чувство ритма, ассоциативное мышление, воображение.
  • Развивать способности к индивидуальному и коллективному исполнению.

Образовательные задачи.

  • Упражнять в умении составлять логически связные высказывания, обосновывать свою точку зрения.
  • Учить составлять произвольные композиции из стекла (с предметами из стекла и музыкальными инструментами), пользоваться тихой динамикой.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать умение слушать ответы товарищей.
  • Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности (танцы, пение, ритмика, нотная грамота, игра на инструментах).
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки.
  • Воспитывать познавательный интерес к звучанию различных предметов из стекла и музыкальных инструментов.
  • Побуждать к импровизации, привлечению фантазии в индивидуальное исполнение, создание мотивации к творчеству.
  • Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на НОД.

Здоровьесберегающие:

  • Следить за правильной осанкой ребенка.
  • Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
  • Чередовать статические и динамические упражнения.
  • Соблюдать режим охраны зрения.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое (музыкальное) развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Методы и приемы:

Наглядный  (различные предметы из стекла и хрусталя);

Словесный (совместная речевая деятельность);  

Игровой  (сюрпризный момент, динамические паузы);

Практический (выполнение заданий, упражнений).

Предварительная работа: знакомство с речевыми и неречевыми звуками, разучивание песен "Солнечные зайчики" муз. Г.Чебакова, "Стыдно ссориться друзьям" муз. Макшанцевой.

Длительность: 30 минут

Количество детей: 10 человек

Материал: детские музыкальные инструменты (треугольники разных размеров, колокольчики, металлические палочки, металлофон); стеклянные и хрустальные бокалы, вазочки, салатники, стеклянные баночки, бутылки разной величины, сосуд с водой; Чайковский "Танец феи Драже"; Моцарт "40 симфония" (1-я часть, отрывок).

Место проведения: музыкальный зал

Ход занятия:

1. Организационной момент.

Дети под музыку заходят в зал. Музыкальный руководитель (М.Р.) встречает детей. Дети под музыку приветствуют друг друга и музыкального руководителя и занимают свои места на стульчиках.

М.Р. :

Лунной ночью, слышишь, мама? - 
Звуки водят хоровод.

В нашем старом фортепиано Фея Музыки живет,
То в веселой польке скачет, то задумчиво замрет.
В каждом смехе, в каждом плаче Фея Музыки живет.
Разбиваются сосульки о весенний звонкий лед.
В каждом вздохе, в каждом звуке Фея Музыки живет!

2. Основная часть.

Звучит отрывок из "40 симфонии" Моцарта. В зал входит Фея музыки (учитель –логопед).

Фея: Здравствуйте, мои старые, добрые друзья, я очень рада новой встрече с вами. Сегодня я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в Стеклянное королевство. Как вы думаете, почему оно так называется?

Дети: ответы – рассуждения на вопрос.

Фея: На минутку закройте глаза и послушайте какие красивые, волшебные звуки раздаются оттуда (звон стеклянных стаканов, провести металлической палочкой по стеклянным бутылкам и т.д.). Что вы услышали?

Дети: ответы – рассуждения на вопрос.

М.Р.:В стеклянном королевстве живут очень нежные, хрупкие, капризные звуки: с ними надо быть очень осторожными.                         

Два стакана за обедом меж собой вели беседу:
"Голосок наш легкий, звонкий, ледяной и очень колкий.

С легкостью летящий, хрупкий и блестящий".

М.Р.: Сейчас, ребята, я предлагаю вам самим извлечь звуки. Помните, что стеклянные предметы очень хрупкие, поэтому играть нужно тихо, нежно, ласково.

Фея: Среди стеклянных звуков есть королевские особы - это звуки хрустальные. Послушайте. (Фея легко ударяет хрустальными предметами друг о друга). Что вы можете сказать про эти звуки?

Дети: ответы – рассуждения на вопрос.

Фея: Их нежные, переливистые голоса так красивы, что их хочется слушать долго-долго. Кажется, что рождаются они из тишины и создают нежный, волшебный колорит.
(Предложить детям извлечь хрустальные звуки с помощью палочек или, слегка ударяя друг о друга).

М.Р.: Недавно мы выучили песню "Солнечные зайчики". Расскажите, как звучит эта песня, какой у нее характер?

Дети: Она звучит весело, легко, игриво и непринужденно.

М.Р.: Давайте исполним ее, а помогут нам в этом стеклянные предметы.

Дети поют песню "Солнечные зайчики" муз. Г.Чебакова.  На проигрыш играют на стеклянных инструментах.

Фея:

Поссорились чашка и блюдце, сейчас они разобьются,
Скоро на кухне на полке будут лежать осколки.

И ты не ссорься напрасно - помни, ведь это опасно.

М.Р.: А мы и не будем ссориться, правда, ребята? Давайте-ка лучше споем нашу любимую песню.

Дети исполняют песню "Стыдно ссориться друзьям" муз. Макшанцевой.

Фея: Как вы думаете, а почему не делают музыкальные инструменты из стекла?

Дети: Музыкальные инструменты не делают из стекла, потому что оно очень хрупкое.

М.Р.: Стеклянные звуки переселились в некоторые металлические инструменты, звук у которых тонкий, переливающийся (М.Р. играет на колокольчике, треугольнике маленького размера, металлофоне).

М.Р.:  Предлагаю вам украсить пьесу Моцарта "Колокольчики звенят" при помощи маленьких колокольчиков и хрустальных бокалов.

Фея: Мне по секрету сказали, что некоторые стеклянные предметы могут разговаривать. Давайте попробуем разговорить бутылку.

Дети пытаются выполнить задание. М.Р. и Фея подводят их к тому, что в бутылку надо подуть. Дети дуют в бутылку, извлекая из нее звуки. Делятся впечатлениями.

М.Р.: Ребята, а здесь еще есть банки. Посмотрите на них. Что вы можете про них сказать?

Дети: Банки одинаковые, стеклянные и звучат одинаково.

М.Р.: Кто-то рядом с банками оставил воду. Интересно, для чего?

Дети размышляют. Приходят к выводу, что надо разлить воду по банкам.

М.Р. и Фея разливают воду по банкам в разном количестве, и предлагают детям постучать по банкам, извлекая из них звуки.

Дети выполняют задание, слушают издаваемые звуки и приходят к выводу, что пустые банки звучали одинаково, а банки по-разному наполненные водой отличаются по звучанию.

М.Р.: Банки, по-разному наполненные водой, издают звуки, различающиеся по тембру и высоте.

Фея: Как много интересного мы узнали, путешествуя по улицам и переулкам стеклянного королевства. Давайте вспомним и поговорим, какие же звуки можно услышать здесь?

Дети: Мы слышим звонкие, веселые, легкие, прозрачные и т.п.звуки.

Фея. А какое время года вам напоминают эти звуки?

Дети рассуждают.

М.Р.: В наших краях очень долгая зима, а мы все скучаем по теплу и солнышку.  Давайте попробуем хоть на мгновение приблизить весну при помощи предметов и звуков, о которых мы сегодня говорили.

Фея: Пришла весна. Воздух стал чистым и прозрачным (легко ударить бокалы друг о друга).            Зажурчали первые ручейки. (Перелить воду из одной емкости в другую). Бежали они по лесным проталинкам и слились в одну большую реку, которая несет свои воды тихо и важно (звуки речи типа "оль", "ень", "блям").

А теперь немного пофантазируем, закроем глаза и подумаем. О чем нам могут рассказать стеклянные звуки. «Солнечный лучик отразился в зеркале, и строгое важное зеркало ответило…».

Дети рассуждают, отвечают на вопрос.

3. Рефлексия.

М.Р.: Нам пора прощаться со Стеклянным королевством. И, напоследок, приглашаю вас на стеклянный бал. Захватите с собой всю свою легкость, грацию и изящество.

Дети выходят в центр зала и, под музыку П.И.Чайковского "Танец Феи Драже", исполняют танцевальную  импровизацию.

М.Р. и Фея: Наше увлекательное путешествие подошло к концу. Поделитесь своими впечатлениями от Стеклянного королевства. Что вам показалось необычным? Что нового вы узнали? Что хотели бы повторить еще раз?

Дети отвечают на вопросы.

М.Р. и Фея:  До свидания, ребята! До новых встреч!