Эссе "Я-педагог"

 Васильева Елена Анатольевна,

учитель-логопед

МБОУ «Прогимназия «Эврика»

город Муравленко, ЯНАО

 

 

Ничто для нас столь обыкновенно,

ничто столь просто кажется, как речь наша,

но в самом существе ничто столь удивительно

есть, столь чудесно, как наша речь.

Радищев А. Н.

 

В современном мире остро стоит проблема живого общения.  Развитие научно-технического прогресса повлияло на стиль и способы коммуникации. Все больше времени мы проводим в мобильных телефонах, планшетах, компьютерах, заменяя непосредственное общение «глаза в глаза» виртуальным…

Как жаль, что мы порой не можем

Рукой коснуться, ощутить дыханье…

В глаза не посмотреть нам тоже —

Меж нами километры расстояний.

И вместо нежности мы ставим многоточье.

И вместо радости мы просто смайлик ставим.

Обнять кого-то нам ужасно хочется,

Но поцелуй мы скобкой заменяем…

И учимся читать мы между строчек.

И гаджеты используем умело.

И вместо ласки — электронный почерк.

А наяву мы любим неумело.

Погружаясь в мир информационных технологий, взрослые активно и порой навязчиво приобщают к нему детей, которые очень быстро привыкают к подобному времяпровождению. Часто гаджеты попадают в руки детям уже в раннем возрасте. В тот период, когда особенно интенсивно идет формирование речи, освоение родного языка. Освободив для себя время и силы, «спасая» ребенка от скуки родители заняли его внимание электронными устройствами. Маленький ребенок, подолгу пребывая в виртуальной реальности, играя в компьютерные игры, без разбора и контроля, просматривающий сомнительные видеоролики, мультфильмы, передачи, лишается самого ценного – живого общения со своими близкими. Он не учится выстраивать отношения, договариваться, не может выразить свои просьбы и желания, он не усваивает и не принимает правила и нормы реальной действительности. Ребенок позже начинает говорить. Его речь бедна и примитивна, эмоции и мимика скудны и невыразительны. В реальности таких детей ничего не увлекает, им скучно всегда и везде, если нет планшета в руках; они не знают, что делать с игрушками, не могут придумать свою реальную игру, придумать себе занятие и развлечение. И с такими детьми все чаще сталкиваешься уже в детском саду, и большая их часть имеет серьезные нарушения речи.

Бесспорно, информационно-коммуникативные технологии уже стали неотъемлемой частью нашей реальности, настолько привычной и необходимой, что мы и представить себя не можем без них. И говорить о том, что они – абсолютное зло – неправильно. Кроме того, современный уровень развития образования, в том числе и дошкольного, предполагает активное их использование во всех направлениях работы. Важно правильно выбрать форму подачи информации и тогда использование специализированных компьютерных игр и программ, различных мультимедийных презентаций помогают создать условия для общения и творчества, главной составляющей которых является речь; повышают мотивацию и интерес к образовательному процессу и взаимодействию с педагогом. Но информационные технологии не должны вытеснять другие виды деятельности.Необходимо показать и научить ребенка получать радость и удовольствие от общения с другими детьми, от процесса придумывания игр и веселых занятий, от узнавания чего-то нового.

 Поэтому я, как учитель-логопед, опираясь на главный принцип педагогики «не навреди детству», в своей практике применяю различные технологии и методики, направление на речевое развитие. В основном, все используемые мной технологии объединяют в себе движение и речь. Ведь наиболее естественным и гармоничным для ребенка является развитие и обучение, основанное на включение двигательной активности. Ребенку нужно движение! У детей формируется адекватная самооценка и положительная мотивация к работе с собственным телом, меняется отношение к себе и окружающим, происходит взаимодействие детей друг с другом, развиваются навыки общения. Наибольший эмоциональный отклик у них вызывают музыкально-ритмические упражнения. Поэтому неотъемлемой частью работы с детьми с речевыми нарушениями, считаю логопедическую ритмику, способствующую решению многих коррекционных задач. В качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности определяю здоровьесберегающие технологии. Они помогают на разных этапах коррекционной работы, повышая ее продуктивность.

Формируя навыки общения в совместной деятельности взрослого и ребенка, использую проектную деятельность. Она позволяет обогатить опыт детей, повысить познавательный интерес, активность ребенка. Дети учатся высказываться, слушать друг друга, аргументировать свою точку зрения, решать спорные ситуации, у них возникает потребность в общении со взрослыми и сверстниками.

Одной из таких форм работы стала разработка и реализация проекта «Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста на примере произведений о Великой Отечественной войне средствами интерактивной игры «И память в книге оживет…»

Суть данного проекта заключается в тесном взаимодействии педагога с родителями по формированию читательского интереса у подрастающего поколения. На протяжении года родители активно включались в реализацию данного проекта: это были совместные экскурсии в детскую библиотеку, поиск произведений на книжных полках дома, организация и проведение встреч с интересными людьми (литературные вечера и гостиные). Дети радовались, когда их мамы и папы читали им вечерами. С утра они с удовольствием рассказывали о героях прочитанных произведений. И в результате, была разработана интерактивная игра «И память в книге оживет…», которую мы проводили совместно с учащимися начальной школы прогимназии «Эврика».

Взаимодействие с родителями - одно из важнейших направлений моей работы. Совместные мероприятия и встречи, вовлечение в реализацию проектов способствует их эмоциональному сближению с детьми, усилению семейных традиций, созданию новых семейных хобби.

Ребенок – исследователь по природе. Ему все интересно, любопытно, все хочется потрогать, пощупать, попробовать на вкус, разобрать, заглянуть внутрь. Дети постоянно в поиске новых впечатлений, эмоций, открытий. Через личные ощущения, переживания, удивления, опыт – им открывается что-то новое, открывается мир.

Моя задача состоит в том, чтобы не дать угаснуть познавательному интересу, природному любопытству. Научить детей видеть и понимать эмоции и чувства других людей, сопереживать и радоваться, уметь выразить словами, мимикой свое настроение, научить жить в реальном мире, общаясь и взаимодействуя с окружающей действительностью, не исключая современные электронные устройства. Это часть нашей жизни. Разумное их использование помогает нам в поиске новой информации, в обучении и развитии. Таким образом, варьируя сочетание различных технологий систематически и целенаправленно используя их на практике, в зависимости от особенностей и возможностей каждого ребенка, повышаю результативность и эффективность своей работы, компетентность родителей в вопросах развития речи и обогащения живого общения у детей

У меня есть замечательная возможность отслеживать результаты своей работы с детьми, занимающихся на логопункте: от младшего дошкольного возраста до начальной школы. А лучший показатель моей работы – это успешные выступления моих воспитанников в различных очных конкурсах, где они защищают проектно-исследовательские работы, читают стихи, поют песни, танцуют и участвуют в театрализованных постановках.

Каждый день, на протяжении 14 лет, я наслаждаюсь процессом работы, отдаюсь любимому делу всей душой. Осознание того, что дети пришли ко мне с речевыми дефектами, а ушли с грамотной и красивой речью, наполняет моё сердце радостью, гордостью за то, что я не зря выбрала свой профессиональный путь.