Конспект интегрированной НОД «Цирк» для детей подготовительной группы

(совместная работа педагога-психолога и учителя-логопеда)

Цель: Коррекция высших психических функций у старших дошкольников с нарушениями речи.

Задачи:

1) Коррекционно-развивающие:

- продолжать развивать слуховое внимание, просодическую сторону речи;

- продолжать развивать пространственную ориентировку на листе бумаги;

- продолжать развивать зрительную память, логическое мышление;

- расширить опыт в понимании и выражении эмоций с помощью мимики;

- снизить психоэмоциональное напряжение

2) Образовательные:

- формирование грамматических категорий;

-закрепление и обогащение словарного запаса;

3) Воспитательные:

- воспитание нравственных и этических чувств;

-воспитание позитивного самоощущения.

 Предварительная работа:

- подбор наглядного и дидактического материала;

- подготовка презентации, игры на Smarttable

Длительность: 35 минут

Количество детей: 10 человек

Материал: фотографии клоунов с различными эмоциональными проявлениями и состояниями, картинки с контуром человеческого лица (3 шт), картинки с дикими и домашними животными и птицами, карточка, расчерченная на 9 ячеек, мелкие игрушки (фигурки животных  и птиц)

Оборудование: массажные коврики, столы, магнитофон, музыка для релаксации, световой проектор

Место проведения: музыкальный зал

 

Ход интегрированной НОД

 1. Организационный момент

Играет музыка. Дети входят в группу. Столы стоят по кругу. Воспитанники встают около своих мест. Раздаем «билеты» детям.

Педагог-психолог загадывает загадку:

Все глядят на середину,

В середине волшебство:

Там чудак зайчишку вынул

Из кармана своего.

Там под купол танцовщица

Улетела как синица.

Там собачки танцевали,

Вы, конечно, там бывали.

- Верно, ребята, это конечно же, цирк. И мы вас туда приглашаем. Уже прозвенел 3 звонок, занимайте свои места, согласно билетам.

  2. «Приветствие артистов» 

Цель: развитие слухового внимания, просодической стороны речи – высоты и силы голоса, продолжительного выдоха.

Учитель-логопед: Ребята, как вы думаете, что надо сделать для того, чтобы артисты поскорее вышли на сцену? (закричать, зашуметь, похлопать). Давайте громко поаплодируем (похлопаем в ладоши). А теперь покричим. Сначала тихо, затем громче, и очень громко (кричим А, О, У, И, Э)

(далее учитель логопед дает индивидуальные задания)

….(имя ребенка), ты кричишь громко и долго: «У-у-у» (варианты для других детей:

- громко и долго «Э-э-э»;

- прерывисто «У-у-у»;

- сначала тихо, а потом громко «О-о-о»

- сначала громко, а потом тихо «О-о-о»;

- прерывисто «Э-э-э»;

- сначала тихо, а потом громко «и-и-и»;

- сначала громко, а потом тихо «и-и-и»)

Вы замечательно поприветствовали артистов! Итак, представление начинается!

 3. «Представление клоунов»

Цель: расширение опыта в понимании и выражении эмоций с помощью мимики.

(педагог-психолог показывает детям фотографии клоунов)

Педагог-психолог:

Ребята, а сейчас мы с вами узнаем, кто же будет выступать первым в нашем цирке. А для этого нужно отгадать загадку.

У него комичный вид-

Даже плаксу рассмешит!

На арене выступает,

Скуку быстро разгоняет.

Правильно, первыми на арене появляются клоуны. А какими они бывают? (веселые, игривые, шустрые, быстрые, ловкие, смешные, умные). Правильно! Посмотрите на наших клоунов.. Как вы думаете, что чувствуют наши артисты? У всех ли одинаковое настроение?

(настроение разное: одни чувствуют грусть, другие страх, радость и др)

…(имя ребенка), что чувствует этот клоун? Как ты догадался?

…(имя ребенка), а этот? Почему ты так думаешь?

(Педагог-психолог подводит детей к выводу о том, что настроение и чувства выражаются с помощью мимики: улыбка, насупленные брови, выпученные глаза, открытый рот и т.д.)

После получения ответов детям предлагают картинки с контурами лиц.

- что нужно нарисовать на этом лице, чтобы показать радость? (улыбку)

- Что нужно нарисовать на этом лице, чтобы показать злость: (нахмуренные брови, выпученные глаза)

- что нужно нарисовать на этом лице, чтобы показать испуг? (выпученные глаза, открытый рот)

Молодцы, справились с заданием!

 4. «Дрессированные животные»

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Учитель логопед:

Палочкой помашет –

Хищники пляшут.

Нахмурит лицо –

Лев прыгнет в кольцо.

Он что, регулировщик?

Нет, это-….. (дрессировщик)

Далее на арене цирка выступают дрессированные животные. Давайте поскорее узнаем, кто будет выступать.

Учитель-логопед загадывает загадки, дети отгадывают и выполняют соответствующие упражнения.

1)    Есть немало рогачей в зоопарке и в лесу.

У всех рога на голове,

У одного лишь на носу (носорог)

2)    По реке плывет бревно.

Ох, и зеленое оно.

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит… (крокодил)

3)    Некрасивый он, пожалуй…

Вместо носа – шланг пожарный,

Уши вроде опахал,

Ростом с башню отмахал (слон)

4)    По деревьям скачут ловко.

Корчат рожи, вот плутовки!

Очень любят есть бананы.

Кто же это?.... (обезьяны)

5)    Веревка по земле ползет,

Вот язычок, открытый рот.

Всех укусить готова я,

Потому что я -…. (змея)

6)    Подкованы ноги,
Бежит по дороге:
Грива дугою,
А хвост метлою(лошадь)

Учитель-логопед: Молодцы! Отлично справились. Некоторые звери забыли, кто за кем выходит на арену. Известно только, что первым должен выйти слон. Давайте поможем нашим животным восстановить правильную очередность. Для этого необходимо определить последний звук в слове «слон» и найти на этот звук другое животное (слон-носорог-крокодил-лошадь).

 5. «Волшебный» сундук

Цель: развитие пространственного восприятия

Материал: Сундук с песком, в котором зарыты мелкие игрушки.

Учитель - логопед:

В моих руках любой предмет

Как будто заколдован.

Вот шарик есть, а вот уж нет,

Вот появился снова.

И вот уж шариков не счесть!

Смотри, пропали.

Где ж их взять?

И очень даже странно,

Что достаю я их опять из твоего кармана (фокусник).

Далее логопед задает детям вопросы:

- где птица? (на песке)

- где змея (в песке)

- откуда взяла змею (из песка)

- где находится птица (над сундуком)

- где лежит гриб (под сундуком)

- где стоит медведь (за сундуком)

- где стоит лиса (перед сундуком)

Молодцы, ребята, выступление фокусника прошло на «ура»!

 6. «Животные по клеткам»

Цель: развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, формирование умения употреблять предлоги.

Материал: Работа проводится педагогом-психологом за столами с карточками животных, птиц, а также с карточкой, расчерченной на 9 ячеек.

Инструкция: Ребята, на этом наше представление заканчивается. Все животные очень устали. Им пора отдыхать. Помогите животным найти свои клетки.

Задания:

- взять картинку с домашним животным и положить в верхний правый угол;

- взять картинку с диким животным и положить в верхний левый угол;

- взять картинку с домашней птицей и положить в нижний правый угол;

- взять картинку с дикой птицей и положить в нижний левый угол;

- взять картинку с домашним животным … и т.д.

Примечание: психолог контролирует выполнение заданий путем наводящих вопросов (например- что у тебя лежит в верхнем правом углу?)

 7. Релаксация

Педагог-психолог: Закройте глаза…расслабьтесь…вы спокойны, вам хорошо…приятно…поднимите руки вверх…опустите их на ковер…разведите в стороны…ладони раскрыты… глубоко вздохнули и сели.\

 8. Подведение итогов.

Учитель - логопед: Давайте вспомним, где мы побывали. Что увидели? Что мы делали?

Педагог-психолог: Встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Поблагодарите друг друга за участие, помощь, взаимовыручку. Сегодня вы были очень дружными и смелыми! А теперь наш цирк закрывается, нам пора!

Звучит музыка, дети уходят.

Приложение: слайдовая презентация