Конспект итогового логопедического коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с ТНР

 Тема: "Дерево знаний"

 Цель: закрепление знаний по разделам «Звукопроизношение», «Обучение элементам   грамоты», «Лексико-грамматические категории».

 Задачи:

 Коррекционно-развивающие задачи.

  • Развивать фонематические процессы, речевой слух, слуховое внимание, выразительность речи.
  • Корригировать произношение.
  • Корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением.
  • Корригировать и развивать слуховое восприятие.
  • Корригировать речевое дыхание.
  • Корригировать и развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Развивать умение согласовывать речь с движением, ритмичность и плавность движений.
  • Развивать внимание, логическое мышление.
  • Продолжить автоматизацию правильного произношения и дифференциацию всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности.

 Образовательные задачи.

  • Закрепить умения проводить звуковой анализ и синтез слов.
  • Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков.
  • Продолжить формирование лексико- грамматических категорий.
  • Упражнять в умении составлять логически связные высказывания, с опорой на предметные картинки, обосновывать свою точку зрения(кроссенс).

 Воспитательные задачи:

  • Воспитывать умение слушать ответы товарищей.
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки.
  • Воспитывать познавательный интерес к звуковой стороне речи.
  • Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на НОД.

 Здоровьесберегающие:

  • Следить за правильной посадкой ребенка.
  • Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
  • Чередовать статические и динамические упражнения.
  • Соблюдать режим охраны зрения.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-  коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Методы и приемы:

Наглядный  (пособия, картинки);

Словесный (совместная речевая деятельность);  

Игровой  (сюрпризный момент, динамические паузы);

Практический (выполнение заданий, упражнений).

Предварительная работа: знакомство с гласными и согласными звуками, нахождение  и придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слогов и коротких  слов, деление слов на слоги, работа с предложением, упражнения в составлении  кроссенса..

Длительность: 25 минут

Количество детей: 3 человека

Материал: большой платок с цветами (волшебная поляна), макет «Дерево знаний» с плодами, поле для кроссенса, 9 предметных картинок, поле для игры «Крестики-нолики», ребус, цветные карандаши, предметные картинки (кукла, мяч, пирамидка, машинка, юла, кубики, мишка, яблоко).

Место проведения: кабинет учителя-логопеда

Ход занятия:

1. Организационной момент.

Логопед встречает детей:

Логопед: Здравствуйте, ребята! Я рада снова видеть вас. В течение всего года вы много трудились, занимались, учились четко и красиво говорить. Поэтому сегодня я предлагаю вам отправиться на волшебную полянку, где вы сможете показать  свои знания.

2. Основная часть.

2.1.Дыхательная гимнастика.

Логопед: Пусть каждый из вас возьмется за край волшебного полотна. На счет раз мы все дружно закроем глаза, сделаем носом глубокий вдох и поднимем руки вверх, на счет два – делаем выдох ртом, протяжно произнося звук «Ууууу». Повторяем два раза. На третий раз открываем глаза, опускаем полотно на пол и садимся вокруг него.

Дети выполняют упражнение и рассаживаются вокруг волшебной полянки.

2.2.Актуализация имеющихся знаний.

Логопед: На волшебной полянке растет дерево. Оно не просто так появилось здесь. Это

«Дерево знаний». На нем созрели плоды. Каждый плод таит загадку. Сегодня вам предстоит собрать плоды с дерева и разгадать все его тайны. За каждый правильный ответ полагается приз.

Логопед обращает внимание детей на макет дерева, на котором висят плоды (круглые контейнеры, внутри которых задания для детей).

Дети, по очереди, в свободном порядке срывают по одному плоду с дерева и выполняют задания.

Загадки «Дерева знаний».

1) Артикуляционная гимнастика.

Часто я в него смотрюсь,

Перед ним кружусь, верчусь.
Свои косы заплетаю
И костюмчик поправляю. (Зеркало)

Логопед: Для чего на занятиях мы используем зеркало?

Дети: Когда делаем артикуляционную гимнастику.

Логопед: Какие упражнения мы с вами выполняли перед зеркалом?

Под музыку дети выполняют артикуляционную гимнастику, сопровождая каждое упражнение движением рук.

2) Разминка для ума.

Назовите детеныша лошади? (жеребенок)

Назовите детеныша свиньи? (поросенок)

Сколько звуков в слове пух? (3 звука)

Сколько звуков в слове кот? (3 звука)

Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

Есть согласные твердые звуки, а наоборот? (мягкие)

Есть согласные глухие звуки, а наоборот? (звонкие)

Назовите 5 домашних птиц? (утка, гусь, курица, петух, индюк)

Назовите 5 диких зверей? (заяц, волк, лиса, медведь, еж).

Назовите лишний предмет, объясните почему? (автобус, машина, кресло, трактор)

Назовите лишний предмет, объясните почему? (стол, диван, автобус, кровать)

Сколько слогов в слове со-ба-ка?

Сколько слогов в слове кош-ка?

Каша из риса?

Каша из гречневой крупы?

Назовите первый звук в слове экскаватор? (э)

Назовите второй звук в слове иволга? (в)

Чем отличаются буквы от звуков.

Какую преграду преодолевают согласные звуки при произнесении (губы, зубы, язык).

Где может стоять звук в слове? (в начале, в середине, в конце).

3) «Крестики-нолики» (Приложение 1)

Дети подходят к столу и занимают свободные места. На столе таблицы с пустыми клеточками и цветные карандаши.

     
     
     

Логопед: Перед вами поле с пустыми клетками, которое надо заполнить. Я буду называть слова. Если слово начинается на согласный звук ставите - Х, если на гласный звук  – О.

Дети выполняют задание и возвращаются на волшебную полянку.

4) «Цепочка слов» + Кроссенс (Приложение 2)

Логопед: Перед вами поле, из девяти элементов и 9 карточек с различными изображениями. Найдите карточку с изображением кенгуру и поместите ее в первую клеточку в верхнем левом углу. Определите последний звук в слове «кенгуру» и найдите картинку, которая начинается с этого звука. Положите ее на соседнюю клетку, на которую указывает стрелочка. Продолжите задание.

Дети выполняют задание, выкладывая цепочку слов.

Логопед: Обратите внимание - ваше поле заполнено картинками. У вас получился кроссенс. Расскажите, что общего может быть между соседними картинками.

Дети составляют рассказ по кроссенсу, обосновывая свою точку зрения.

5) «Расшифруй послание» (Приложение 3)

Логопед: «Дерево знаний» предлагает вам решить ребус. По первым звукам картинок вам нужно составить слово и назвать его.

 

6) «Сделай, не ошибись» (закрепление предлогов и предлогов-наречий).

Логопед предлагает детям выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, справа, слева, между, перед, сзади и др.).

Л:  - Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч?

Д: - Я положил мяч справа от куклы.

Л: - Положи пирамидку между куклой и мячом. Куда ты положил пирамидку?

Д: _ Я положил пирамидку между куклой и мячом.

Л: - Посади мишку сзади куклы. Куда ты посадил мишку?

Л: - Положи яблочко перед куклой. Куда ты положил яблочко?

Л: - Положи эту вещь между двумя предметами. Где она?

        .... перед другим предметом. Где она?

        .... выше другого предмета. Где она?

        .... ниже другого предмета. Где она?  

        .... правее другого предмета. Где она?

        .... левее другого предмета. Где она?

2.3  Динамическая пауза проводится между решением загадок «Дерева знаний».

Упражнение на регуляцию мышечного тонуса «Что за шорох?» (стоя в кругу)

Ой, куда же мы попали? (поднимают плечи - удивляются)

Вправо смотрим, влево смотрим.

Вправо-влево, вправо-влево,

Мы посмотрим вверх и вниз.

Что за шорохи такие? (прикладывают руку к уху и слушают) 

Непонятные, чудные.

Ой, боимся – спрятались, (дрожат, обнимая себя руками – закрывают лицо)

Ой, боимся – спрятались.

Так это мишка топает (переваливаются с ноги на ногу) 

Топ-топ-топ-топ.

Лось копытом цокает (бьют копытцем) 

Ёжик травкою шуршит (присели, трут ладошкой о ладошку) 

Зайчик по полю бежит, (прыжки, руки-ушки или лапки) 

Прыг-прыг-прыг-прыг.

Орешки белочка грызет (пальцы сцеплены, хлопают ладошками) 

Цок-цок-цок-цок.

Лисонька хвостом метет, (перед собой ладошками вправо-влево) 

Шлеп-шлеп-шлеп-шлеп.

Зря боялись, зря испугались. (гладят себя.)

3Рефлексия.

Логопед: Ребята, мы собрали все плоды с «Дерева знаний» и, значит, нам пора покидать волшебную полянку. Поделитесь своими впечатлениями, что для вас показалось трудным? С чем вы легко справились? Что хотели бы повторить еще раз?

Дети отвечают на вопросы.

Логопед: «Дерево знаний» очень довольно результатами вашей работы. За каждое верно выполненное задание вы получали звездочки, которые на волшебной полянке превратились в призы.