Тема: Звук и, буква И
Цель:
- Закрепить навык четкого произношения звука и;
- Научить выделять ударный и безударный гласный звук и в начале слова;
- Анализ звукового ряда из трех гласных;
- Печатание в тетрадях звуковых рядов их трех гласных;
- Закрепить навык употребления именительного падежа множественного числа существительных с окончаниями -и, -а;
- Закрепление навыка употребления падежных окончаний существительных единственного числа;
- Знакомство с буквой И.
Оборудование: предметные картинки(ива, индюк, липа, бинт, иголка, искры, избушка, игрушки, пила, лимон); индивидуальные зеркала, разрезные азбуки, тетради, карандаши, карточка с изображением буквы И, символы гласных звуков, звуковой красный замок, индивидуальные звуковые домики, «девочка- звук и».
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Игра с мячом «Один – много».
Логопед называет предмет в единственном числе, а дети во множественном.
2. Сообщение темы занятия.
Выставляется красный замок.
- Ребята, сегодня в страну звуков и слов нас будет сопровождать девочка Инна. Но что-то ее пока нет. Давайте вместе позовем ее: «Иииинна!». Молодцы! Хорошо позвали.
Вносится «девочка- символ и».
- Какой первый звук в слове Инна?
- Возьмите зеркала и произнесите этот звук перед зеркалом. Расскажите про него.
3. Развитие фонематических процессов.
- Ребята, Инна обращается к нам за помощью. Пропали все ее драгоценности из замка. А драгоценности это звук и. Давайте поможем инне отыскать их.
Игра «Поймай звук»:
а) в звуковом ряду: а, о, у, и, ы,и,а,э;
б) в слоговом ряду: ап, их, он, ум, ит, ут;
в) из слов: ириска, апрель, избушка, инженер, абрикос, испуг, уголок.
- Вот спасибо! Молодцы! Вы собрали все драгоценности Инны.
- Сегодня в гости к Инне пришли ее подружки. Догадайтесь кто это?!
Дети по знакам- символам должны понять о каких звуках идет речь.
- Верно! Это звуки а, у. Они очень хотят с вами поиграть.
4. Звуковой анализ ряда из трех гласных
а) «Девочки- символы» в стают в соответствующие позиции, дети по артикуляции должны прочитать слог: ау, уа, иа, уиа, иуа, аиу .
б) Дети по беззвучной артикуляции догадываются какой звук(группу звуков) произнес логопед. Затем дети сами показывают друг другу.
в) Анализ ряда из трех гласных: ауи, аиу, уиа, уаи, иау(назвать все звуки по порядку, определить количество звуков, воспроизведение звуковых рядов).
5. Физминутка
Принесли мы вам подарки,
Кто захочет тот возьмет.
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет!
6. Произношение звука и в словах. Определение его позиции. Развитие логической памяти. Падежное управление.
- Ребята, Инна приготовила вам сюрприз.
а) отбор картинок на звук и;
б) проговаривание картинок;
в) определение позиции звука в слове(работа с индивидуальными звуковыми домиками);
г) договаривание предложений словом «ива» в косвенных падежах:
Дети посадили во дворе маленькую…
Все лето они ухаживали за…
Весной распустились зеленые листочки на…
Дети весело играют под зеленой…
Они поставили скамейку под своей…
Вместе с воспитателями они посадили цветы около…
7. Игра «Эхо» (упражнение в употреблении по образцу именительного падежа множественного числа существительных):
Дыня- дыни мак- паук-
Муха- петух- дом-
Нога- улитка- лебедь-
Конь- утка- индюк-
Книга- утюг- линейка-
Окно- утенок- калитка-
8. Знакомство с буквой И.
- Вот любимая буква Инны:
а) рассматривание;
б) отыскивание в разрезной азбуке;
в) обведение;
г) печатание в тетрадях;
д) составление в разрезной азбуке слогов с изученными гласными звуками по следам звукового анализа.
9. Итог занятия.
Поделиться с друзьями: