Конспект подгрупповой НОД. Звук Т, буква Т.

 

Тема: Звук т, буква Т

Цель: Уточнение и закрепление верного произношения звука Т, знакомство с его графическим обозначением.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- активизация и расширение словаря по теме «Транспорт»;

- формирование грамматических категорий;

- знакомство с буквой;

- формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание нравственно- этических чувств;

- воспитание доброжелательного отношения к друг другу;

- воспитание позитивного самоощущения.

Коррекционно- развивающие:

- развитие фонематического слуха;

- развитие звукопроизношения;

- развитие двигательной сферы;

- развитие воображения и ассоциативно- образного мышления;

- развитие памяти, внимания,мышления;

- развитие познавательных процессов;

- развитие коммуникативных качеств.

 

Предварительная работа:

 - подбор литературы;

 - подбор наглядного и дидактического материала по теме;

 - подготовка презентации занятия.

 

Оборудование: предметные картинки (самолет, вертолет, автобус, такси, автомобиль, танк, трамвай, троллейбус, молоток, пальто, туча, антенна, тарелка, торт, грабли, гриб); индивидуальные зеркала, разрезные азбуки, карточка с изображением буквы Т, символы звуков, звуковой синий замок, индивидуальные звуковые домики, «мальчик- символ глухих твердых согласных»; разрезные картинки (молоток, антенна, тарелка, тапочки); игрушка медвежонок, электронная презентация занятия.

 

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети гуляют по кабинету. Играет тихая музыка. Дети ищут разложенные в разных местах части разрезных картинок. Как только заиграет громкая музыка, каждый берет по одной части картинок, а затем ищет свою «пару» так, чтобы собрать картинку. Садятся за стол.

 

2. Сообщение темы занятия.

Называются загадки, а дети поднимают руку, если их картинка соответствует отгадке:

(Слайд 2: открываем картинки по мере угадывания детьми загадок)

а) Лоб- пудовый,

    Костыль- дубовый(молоток);

б) Она бывает глубока,

    Она бывает мелка.

    Однако это не река,

     Зовут ее…(тарелка);

в) Пушистая вата плывет куда- то.

     Чем вата ниже, тем дождик ближе(туча);

г) День и ночь стою на крыше,

    Нет ушей, но я все слышу.

    Вдаль гляжу, хотя без глаз,

    На экране мой рассказ(антенна).

Дети запоминают  и повторяют отгадки, определяя при этом, какой звук чаще других повторяется во всех этих словах(звук Т).

- Сегодня мы будем слушать и произносить звук Т.(Слайд 3: профиль звука Т)

Работа с индивидуальными зеркалами. Дети смотрят в зеркало, произносят звук Т,  дают его артикуляционно- акустическую характеристику:

- Что делает наш язычок, когда мы произносим звук Т? (Стучит по бугорочкам)

- Вы чувствуете как прорывается наружу воздушная струя?

- Попробуйте спеть звук Т(он не поется).

- Положите ладошку на горло и произнесите звук Т.

- Что делает голосок: звенит или спит? (Спит)

- Вы догадались какой это звук? (Согласный, глухой, твердый)

- В какой замок мы поселим звук Т? (В синий)

- Каким цветом будем обозначать этот звук? (Синим)

 

3. Произнесение звука Т в слогах и словах. Определение позиции звука в слове.

- Ребята, сегодня я предлагаю вам навестить медвежонка Топа. Он давно приглашал нас в гости. Поедем?(Слайд 4: медвежонок)

- Только на чем же мы поедем? Давайте подумаем вместе. Только будьте внимательны, в названии транспорта обязательно должен присутствовать звук Т(трамвай, троллейбус, вертолет, самолет, автомобиль, такси, автобус, ракета).

Дети называют транспортные средства, логопед раздает картинки с изображением соответствующего транспорта. (Слайд 4: транспорт)

Дети должны определить позицию звука в слове и поставить картинку к соответствующей схеме. Затем определяются на чем поедут к медвежонку.

- Ребята, давайте заведем моторы: та- то- ту-пу. Не заводится! Что такое? Ребята, вы слышали? Что- то с мотором случилось. В чем же дело? (Лишний слог пу)

- Молодцы! Давайте попробуем завести моторы снова: та- то– ту- ты- та(индивидуальное и хоровое проговаривание слогов).

- Ура! Мотор завелся. Садитесь скорее. Нам надо заехать в магазин, чтобы  купить подарки для медвежонка. А пока едем, мы немного разомнемся.

 

4. Физкультминутка.(Слайд 5)

 

5. Произношение звука Т в предложениях. Составление предложений с помощью вопросов. Объединение предложений  в небольшие рассказы. (Слайд 6: все предметы)

- Мы приехали в магазин. Будем выбирать подарки.

Выставляются картинки, дети должны выбрать только те, в названии которых есть звук Т. (Пальто, тапочки, торт, молоток) (Слайд 6: те где есть звук Т)

- Теперь расскажите о выбранных предметах: какие они и для чего нужны.(Это синее теплое пальто, которое можно носить когда будет холодно)

- Выбрали подарки. Двигаемся дальше. Вот мы и приехали. Посмотрите, медвежонок Топ нас встречает. Поздороваемся с ним и расскажем о нашем маленьком путешествии:

- Куда мы ехали и на чем? (Мы ехали к медвежонку Топу на…)

- Куда мы заезжали? (Мы заезжали в магазин, чтобы купить подарки для медвежонка Топа)

- Что мы купили? Расскажите о назначении подарков.

- Теперь объедините все ваши ответы в рассказ и поделитесь с Топом.

 

6. Формирование грамматических категорий. (Слайд 7)

-Ребята, медвежонок Топ не знает как правильно сказать: один тапочек или одна, а как сказать когда их много? (пальто, торт, молоток)

 

7. Развитие фонематического слуха. Формирование звукового анализа и синтеза.

- Сейчас медвежонок Топ приглашает вас поиграть:

а) Игра «Поймай звук»:

- Закройте глаза и хлопните в ладоши, если услышите слоги, слова со звуком Т

Па, ту, ку, ды, ты, по, то;

Паста, дом, куст, дочка, палка.

б) Игра «Собери слог»: (Слайд 8)

- Я бросаю вам звук А, звук Т. Что получилось? (АТ).

- Сколько всего звуков?

- Какой первый звук?

- Какой второй звук?

- Составьте схему.

- Теперь поменяйте звуки местами.

- Какой первый звук?

- Какой второй?

Аналогично звуковой анализ проводится со слогами УТ, АП, УП. (Слайд 9)

 

8. Знакомство с буквой. Нахождение буквы в разрезной азбуке. (Слайд 10)

- Посмотрите, что принес медвежонок? (Карточка с буквой Т)

Это любимая буква Топа.

- Найдите ее в разрезной азбуке

- Составьте АТ, УТ.

 

9. Итог занятия. (Слайд 11)

Приложение: слайдовая презентация