Тема: Звук т, буква Т
Цель: Уточнение и закрепление верного произношения звука Т, знакомство с его графическим обозначением.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активизация и расширение словаря по теме «Транспорт»;
- формирование грамматических категорий;
- знакомство с буквой;
- формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание нравственно- этических чувств;
- воспитание доброжелательного отношения к друг другу;
- воспитание позитивного самоощущения.
Коррекционно- развивающие:
- развитие фонематического слуха;
- развитие звукопроизношения;
- развитие двигательной сферы;
- развитие воображения и ассоциативно- образного мышления;
- развитие памяти, внимания,мышления;
- развитие познавательных процессов;
- развитие коммуникативных качеств.
Предварительная работа:
- подбор литературы;
- подбор наглядного и дидактического материала по теме;
- подготовка презентации занятия.
Оборудование: предметные картинки (самолет, вертолет, автобус, такси, автомобиль, танк, трамвай, троллейбус, молоток, пальто, туча, антенна, тарелка, торт, грабли, гриб); индивидуальные зеркала, разрезные азбуки, карточка с изображением буквы Т, символы звуков, звуковой синий замок, индивидуальные звуковые домики, «мальчик- символ глухих твердых согласных»; разрезные картинки (молоток, антенна, тарелка, тапочки); игрушка медвежонок, электронная презентация занятия.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети гуляют по кабинету. Играет тихая музыка. Дети ищут разложенные в разных местах части разрезных картинок. Как только заиграет громкая музыка, каждый берет по одной части картинок, а затем ищет свою «пару» так, чтобы собрать картинку. Садятся за стол.
2. Сообщение темы занятия.
Называются загадки, а дети поднимают руку, если их картинка соответствует отгадке:
(Слайд 2: открываем картинки по мере угадывания детьми загадок)
а) Лоб- пудовый,
Костыль- дубовый(молоток);
б) Она бывает глубока,
Она бывает мелка.
Однако это не река,
Зовут ее…(тарелка);
в) Пушистая вата плывет куда- то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе(туча);
г) День и ночь стою на крыше,
Нет ушей, но я все слышу.
Вдаль гляжу, хотя без глаз,
На экране мой рассказ(антенна).
Дети запоминают и повторяют отгадки, определяя при этом, какой звук чаще других повторяется во всех этих словах(звук Т).
- Сегодня мы будем слушать и произносить звук Т.(Слайд 3: профиль звука Т)
Работа с индивидуальными зеркалами. Дети смотрят в зеркало, произносят звук Т, дают его артикуляционно- акустическую характеристику:
- Что делает наш язычок, когда мы произносим звук Т? (Стучит по бугорочкам)
- Вы чувствуете как прорывается наружу воздушная струя?
- Попробуйте спеть звук Т(он не поется).
- Положите ладошку на горло и произнесите звук Т.
- Что делает голосок: звенит или спит? (Спит)
- Вы догадались какой это звук? (Согласный, глухой, твердый)
- В какой замок мы поселим звук Т? (В синий)
- Каким цветом будем обозначать этот звук? (Синим)
3. Произнесение звука Т в слогах и словах. Определение позиции звука в слове.
- Ребята, сегодня я предлагаю вам навестить медвежонка Топа. Он давно приглашал нас в гости. Поедем?(Слайд 4: медвежонок)
- Только на чем же мы поедем? Давайте подумаем вместе. Только будьте внимательны, в названии транспорта обязательно должен присутствовать звук Т(трамвай, троллейбус, вертолет, самолет, автомобиль, такси, автобус, ракета).
Дети называют транспортные средства, логопед раздает картинки с изображением соответствующего транспорта. (Слайд 4: транспорт)
Дети должны определить позицию звука в слове и поставить картинку к соответствующей схеме. Затем определяются на чем поедут к медвежонку.
- Ребята, давайте заведем моторы: та- то- ту-пу. Не заводится! Что такое? Ребята, вы слышали? Что- то с мотором случилось. В чем же дело? (Лишний слог пу)
- Молодцы! Давайте попробуем завести моторы снова: та- то– ту- ты- та(индивидуальное и хоровое проговаривание слогов).
- Ура! Мотор завелся. Садитесь скорее. Нам надо заехать в магазин, чтобы купить подарки для медвежонка. А пока едем, мы немного разомнемся.
4. Физкультминутка.(Слайд 5)
5. Произношение звука Т в предложениях. Составление предложений с помощью вопросов. Объединение предложений в небольшие рассказы. (Слайд 6: все предметы)
- Мы приехали в магазин. Будем выбирать подарки.
Выставляются картинки, дети должны выбрать только те, в названии которых есть звук Т. (Пальто, тапочки, торт, молоток) (Слайд 6: те где есть звук Т)
- Теперь расскажите о выбранных предметах: какие они и для чего нужны.(Это синее теплое пальто, которое можно носить когда будет холодно)
- Выбрали подарки. Двигаемся дальше. Вот мы и приехали. Посмотрите, медвежонок Топ нас встречает. Поздороваемся с ним и расскажем о нашем маленьком путешествии:
- Куда мы ехали и на чем? (Мы ехали к медвежонку Топу на…)
- Куда мы заезжали? (Мы заезжали в магазин, чтобы купить подарки для медвежонка Топа)
- Что мы купили? Расскажите о назначении подарков.
- Теперь объедините все ваши ответы в рассказ и поделитесь с Топом.
6. Формирование грамматических категорий. (Слайд 7)
-Ребята, медвежонок Топ не знает как правильно сказать: один тапочек или одна, а как сказать когда их много? (пальто, торт, молоток)
7. Развитие фонематического слуха. Формирование звукового анализа и синтеза.
- Сейчас медвежонок Топ приглашает вас поиграть:
а) Игра «Поймай звук»:
- Закройте глаза и хлопните в ладоши, если услышите слоги, слова со звуком Т
Па, ту, ку, ды, ты, по, то;
Паста, дом, куст, дочка, палка.
б) Игра «Собери слог»: (Слайд 8)
- Я бросаю вам звук А, звук Т. Что получилось? (АТ).
- Сколько всего звуков?
- Какой первый звук?
- Какой второй звук?
- Составьте схему.
- Теперь поменяйте звуки местами.
- Какой первый звук?
- Какой второй?
Аналогично звуковой анализ проводится со слогами УТ, АП, УП. (Слайд 9)
8. Знакомство с буквой. Нахождение буквы в разрезной азбуке. (Слайд 10)
- Посмотрите, что принес медвежонок? (Карточка с буквой Т)
Это любимая буква Топа.
- Найдите ее в разрезной азбуке
- Составьте АТ, УТ.
9. Итог занятия. (Слайд 11)
Приложение: слайдовая презентация
Поделиться с друзьями: